Не успел российский автолюбитель выдохнуть после слов президента о недопустимости резкого повышения цен на бензин и последующей их заморозки, как стало известно, что последние колебания стоимости топлива — еще не предел.

Независимый топливный союз (НТС) заявил, что соглашение правительства с крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке розничной цены на бензин ведет к уничтожению независимых АЗС и ликвидации значительной части топливной инфраструктуры страны.

В НТС отметили, что в случае ухода независимых сетей наступит окончательная монополизация рынка и произойдет рост цен на бензин до 100 рублей за литр в течение года. «Ситуация критическая, счет времени идет на часы, уже сегодня в большинстве регионов страны независимые АЗС начали закрываться» — отмечено в заявлении объединения.

Для решения проблемы нефтяные компании предлагают правительству отпустить розничную цену на бензин или же «в качестве экстренной меры» включить режим ручного управления в оптовом сегменте, чтобы обеспечить «адекватную» доходность для независимых сетей.

Напомним, резкий рост стоимости литра топлива стал главной темой прошедшей недели.

Отметим, при этом, что удорожание топлива происходит уже не в первый раз. Так, только с начала этого года средние цены на бензин выросли на 5,3%, а на дизельное топливо — на 5,9%, и только сейчас, когда ситуация подобралось к критическому пику и тлеющему недовольству среди автомобилистов, правительство было вынуждено заняться этой проблемой, пытаясь найти способ и возможности по снижению акцизов.

Возможно ли удержать цены на бензин в узде? И почему вообще дорожает автомобильное топливо в крупнейшей нефтедобывающей стране мира? Объяснили эксперты DEITA.RU.

Цена на бензин, совершенно не зависит от стоимости нефти, говорит кандидат экономических наук, преподаватель Школы экономики и менеджмента ДВФУ Максим Кривелевич. «Она зависит от доброй воли государства: от того, какие акцизы, налоги, какую величину денег в государственный бюджет оно закладывает внутрь стоимости литра нефтепродуктов».

Поэтому причина роста цен на бензин — заключается в том, что государство расписалось в собственной бездеятельности и просто не знает где взять деньги, продолжает доктор экономических наук, профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Александр Латкин. Речь, по его словам, идет о 8 триллионах рублей. «Это брешь в бюджете нашей страны — огромные долги субъектов Федерации, в том числе и Приморья, имеющего кредитную задолженность в 4 млрд. рублей. Это страшный бюджетный дефицит в стране».

Ну, а раз денег нет, их нужно откуда-то взять, подводят к мысли экономисты.

«И государство сознательно работает по стратегии, которая звучит так: «Люди — это новая нефть». Значит, все то, что нельзя получить, продавая газ в Европу, можно получить, собирая налоги с людей». При этом, отмечает Кривелевич, косвенные налоги, то есть акцизы и НДС, всегда собираются проще, чем налоги прямые: «Попробуйте у человека забрать какую-то часть его дохода — он же ее спрячет. Заставьте его платить, при покупке каждого литра бензина — да, куда же он денется», — комментирует эксперт.

Другие пути наполняемости бюджета, как например, поднятие налоговой системы или повышение пенсионного возраста — могут вызвать неоднозначную и непредсказуемую реакцию граждан. Да, и к тому же со всем этим, вроде как пообещали пока повременить.

И решено было выбрать третий вариант — поднять акцизы, а за счет этого, соответственно, наполнить бюджет», — продолжает Александр Латкин.

«Ситуация безвыходная: никто не думает о кошельке россиян. Хотя можно было для этого подумать над прогрессивной шкалой налога, например. Ежемесячный доход некоторых приморских чиновников, согласно официальным декларациям, достигает одного миллиона рублей. Почему бы 30 % не отдавать на налоги, а остальной массе населения снизить до 10%?», — рассуждает эксперт.

В вопросе же стоимости топлива на внутреннем рынке нужна жесткая позиция власти, считает Латкин. «Политическая воля, если хотите. Лукашенко, к примеру, своим бензопереработчикам сказал недавно: «Друзья дорогие, вы если будете так себя вести — станете бедными! Это вот называется государственным регулированием ценообразования. Наш президент на это идти не хочет».

Как почему-то никто не хочет учитывать и иной, экономический аспект: «Который состоит ровно в том, за что на 8 лет сел Улюкаев. В разгосударствлении наших нефтегазовых добывающих и перерабатывающих корпораций. Если сравнить капитализацию за последние три года наших госкорпораций, таких как «Газпром» и «Роснефть», то увидим, что они убыточны и государство за счет наших налогов их поддерживает». Поэтому, считает эксперт, нам необходимо уходить от монополизации рынка, идти на создание конкурентной среды и поддержки частных предприятий, а через нее и по пути снижения цен.

Но на сегодня, нами выбран противоположный путь, констатируют собеседники агентства.

«Государство, как бюрократическая структура не может не увеличивать расходы на поддержание жизнедеятельности бюрократии. Поэтому с каждым годом, значит, будут увеличиваться и акцизы. Как они увеличиваются последние 20 лет и, соответственно, с каждым годом будет дорожать все», — заключает Максим Кривелевич.

Судя по всему и замороженные пока акцизы в будущем все равно вернутся к плановому уровню с учетом роста, поскольку эти выпадающие доходы надо будет как-то компенсировать в ином виде. Так, например, известно, что топливные акцизы должны стать источником пополнения бюджетов регионов (к 2024 г. 100% топливных акцизов будет оставаться в региональных бюджетах). Поэтому, делают вывод в экспертном сообществе, и сами регионалы будут очень заинтересованы в том, чтобы акцизы были ни только высокими, но и платились хорошо и стабильно. И если не по сто рублей за литр, то вот к отметки в 50 рублей, российский автолюбитель может мысленно привыкать, как к перспективе не столь уж далекого будущего, предрекают российские эксперты.

Рост цен на бензин в РФ замедлился в семь раз

По данным Kortes, с 4 по 8 июня стоимость бензина выросла на 14 копеек, в то время как за последнюю неделю мая она увеличилась почти на рубль

Розничные цены на бензин Аи-95 и Аи-92 в РФ с 4 по 8 июня 2018 года в среднем по стране выросли на 14 копеек — до 41,84 и 44,67 рубля за литр соответственно. Об этом свидетельствуют данные Thomson Reuters Kortes. С 28 мая по 1 июня бензин подорожал почти на 1 рубль.

По последним данным Росстата, цены на бензин с начала года выросли на 8%. Власти полагают, что в сложившейся ситуации виноваты нефтяники, которые, по их мнению, из-за высоких цен на нефть нарастили экспорт в ущерб поставкам на внутренний рынок.

В качестве экстренных мер правительство с 1 июня снизило акцизы на бензин и дизель на 3 тыс. и 2 тыс. рублей за тонну соответственно. Также власти отказались от планов повысить акцизы на 700 рублей с 1 июля. Кроме того, власти договорились с нефтяными компаниями о «заморозке» цен на топливо и увеличении поставок на внутренний рынок. При этом пообещали повысить экспортные пошлины на нефтепродукты, если подорожание бензина продолжится.

Данные по регионам

По информации Thomson Reuters Kortes, с 4 по 8 июня Аи-92 больше всего подорожал в Северо-Западном федеральном округе — на 38 копеек, до 41,82 рубля за литр. Средние биржевые цены в этот период составили 53 тыс. 558 рублей за тонну, что на 553 рубля меньше, чем неделей ранее. Средние оптовые цены на Аи-92 снизились на 895 рублей, до 53 тыс. 714 рублей за тонну.

Цены на бензин Аи-95 также больше всего выросли в Северо-Западном федеральном округе — на 34 копейки, до 44,67 рубля за литр. Средние биржевые цены составили 55 тыс. 216 рублей за тонну, что на 996 рублей меньше, чем неделей ранее. Средние оптовые цены на Аи-95 снизились на 645 рублей, до отметки в 54 тыс. 644 рубля за тонну.

Стоимость тонны авиационного керосина в аэропортах РФ за отчетный период увеличилась на 1 тыс. 178 рублей, до 55 тыс. 490 рублей.

Средняя цена дизельного топлива летних сортов выросла на 11 копеек — до 44,66 рубля за литр. Наибольший рост цен на него также зафиксирован в Северо-Западном федеральном округе — на 31 копейку, до 45,24 рубля за литр.

Динамика цен и акцизы на бензин в России. Досье

С 1 июня в РФ снижены акцизы на бензин и дизтопливо

С 1 июня в России будут снижены акцизы на бензин и дизельное топливо: на 2 тыс. (до 9-11 тыс. руб.) и 3 тыс. руб. (до 4,66 тыс. руб.) за 1 т соответственно. Об этом 31 мая по итогам правительственного совещания объявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. С 1 июля акцизы могут снизиться еще на 700 руб. Эти меры приняты из-за ускорившегося роста цен на бензин и дизельное топливо, вызванного повышением цен на нефть.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о динамике потребительских цен на моторное топливо, а также об акцизах на них.

Розничные цены

К моменту распада СССР стоимость бензина (марки АИ-92) в среднем по России составляла 40 копеек за литр. На протяжении 1990-х годов цены росли меньшими темпами, чем инфляция. Например, в 1995-1998 годах цена на бензин выросла только с 1 тыс. 680 до 1 тыс. 960 неденоминированных рублей (здесь и далее — данные Росстата и «Передовых платежных решений»).

Первый резкий скачок цен произошел в конце зимы — весной 1999 года, когда цены в некоторых регионах, например, в Краснодарском крае и Санкт-Петербурге, увеличились с 2 до 9 руб. за литр, хотя в Москве оставались относительно стабильными. Причиной было отсутствие регулирования, перепроизводство моторного топлива в одних регионах и его недостаток в других, а также действия руководства нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые предпочитали поставлять бензин за рубеж, где закупочные цены на него были выше. К концу 1999 года цены стабилизировались на уровне 9 руб. за литр.

На протяжении 2001-2007 годов цены стабильно росли на фоне роста цен на нефть. В рознице литр АИ-95 впервые стал стоить дороже 10 руб. в 2004 году, а дороже 20 руб. — в 2007 году. Промежуточный пик розничных цен на бензин АИ-95 (25,14 руб.) был достигнут в августе 2008 года накануне мирового финансового кризиса. Однако вслед за этим последовало падение цен на нефть и снижение цен на бензин — до 19,77 руб. за литр в мае 2009 года. Затем рост возобновился.

В 2010 году бензин продолжал дорожать вслед за нефтью. Психологическая отметка в 30 руб. за литр была преодолена в ноябре 2012 года.

Колебания нефтяных котировок в 2014-2016 годах слабо отразились на заправках в России, поскольку оптовые и розничные поставщики повышением цен старались компенсировать потери от падения курса рубля. Так, хотя с осени 2014 года до января 2015 года нефть подешевела более чем в два раза, с $100 до $45 за баррель, бензин продолжал стоить 35 руб. за литр. Следующее крупное падение цен на нефть в декабре 2015 года — феврале 2016 года, когда стоимость барреля сократилась с $50 до $27,5, тоже привело лишь к незначительным изменениям: бензин подешевел с 37,5 до 36,5 руб. за литр, но затем возобновил рост. В августе 2017 года на фоне стабилизации нефтяных котировок средняя цена АИ-95 превысила 40 руб. за литр.

В мае 2018 года произошел один из самых ощутимых скачков нефтяных цен за последние годы — с 41,5 до 44,8 руб. за литр.

Акцизы

Впервые автомобильный бензин начал облагаться акцизом в России в 1994 году (в соответствии с постановлением правительства РФ от 31 марта 1994 года). Первоначально его взимали с НПЗ, ставка составляла 10% от отпускной цены. 22 марта 1995 года другим постановлением правительства она была повышена до 20%.

В 1997-2000 годах ставки регулировались законом «Об акцизах» от 6 декабря 1991 года. В 1997 году они были повышены до 25%. С 1998 года акциз на бензин (с октановым числом выше 80) был установлен в 370 руб. за тонну. С 1999 года — в 450 руб. С 2000 года — в 585 руб.

После вступления в силу 1 января 2001 года второй части налогового кодекса акциз на бензин начали взимать с заправочных станций. Ставка на бензин с октановым числом выше 80 в первой редакции кодекса составляла 1 тыс. 850 руб. за тонну и затем четырежды повышалась, достигнув в 2005 году 3 тыс. 629 руб. Из-за роста цен на нефть, чтобы сдержать подорожание бензина, власти пять лет не меняли акцизы. Впервые они были повышены с 1 января 2010 года — до 3 тыс. 992 руб. за тонну.

С 1 января 2011 года акцизы начали считать исходя не из октанового числа, а из класса экологической безопасности. При этом акциз на бензин класса «Евро-4» и «Евро-5» был повышен до 5 тыс. 143 руб. за тонну. С 1 января 2012 года — до 6 тыс. 822 руб.

С 1 января 2013 года акциз на «Евро-5» был снижен до 5 тыс. 143 руб., в то время как на остальные — вырос до 8-10 тыс. руб.

С 1 января 2014 года акцизы на бензин «Евро-5» были подняты до 6 тыс. 450 руб., на остальные — до 10-11 тыс. руб.

Впервые акцизы на все виды автомобильного бензина были снижены с 1 января 2015 года «Евро-5» — до 5 тыс. 530 руб., остальные были уравнены на отметке в 7,3 тыс. руб.

С 1 января 2015 года акцизы были резко увеличены до 7 тыс. 530 руб. («Евро-5») и 10,5 тыс. руб. (бензин всех остальных классов). В дальнейшем акцизы повышались дважды: с 1 января 2016 года (до 10 тыс. 130 руб. за тонну бензина «Евро-5» и 13 тыс. 100 руб. — за остальные). До настоящего времени действует ставка в 11 тыс. 213 руб. («Евро-5») и 13 тыс. 100 руб. (остальные виды).