Home / Авто / Путин рассказал, почему дорожает бензин. Последние новости о стоимости топлива
A man pumping gas in to the tank

Путин рассказал, почему дорожает бензин. Последние новости о стоимости топлива

Россия является одной из ведущих стран в мире по добыче нефти. Последнее время мировые цены на нефть растут, а цены на бензин в России — тоже растет.

Почему так происходит и что с этим делать?

Такой вопрос задал Владимиру Путину молодой человек в видеоролике.

Это связано со многими факторами, — отвечает президент. Ведь цена на бензин определяется и конъюнктурой, которая сложилась у нас в стране, и конъюнктурой, которая сложилась за рубежом.

 

Нам нельзя опускать цены на бензин еще и по той причине, что тогда топливо потоком пойдет через границу. Ведь даже сегодня наши цены на топливо ниже, чем во многих других странах, и сегодня люди пытаются вывозить его и перепродавать по спекулятивной цене.

С одной стороны, мы не можем позволять продавцам топлива задирать цены до небес, но с другой стороны и опускать цены ниже плинтуса мы не можем. Цены у нас должны быть сопоставимы с ценами в соседних странах, иначе может создаться дефицитная ситуация, когда продавцам будет невыгодно продавать топливо здесь, и оно пойдет за границу.

Примечание автора:

А как же быть со столь разным уровнем жизни в России, и в тех странах, где топливо только лишь чуть дороже?

Уже на протяжении месяца в России продолжает дорожать бензин. Так, по сообщениям СМИ, в Москве уже практически невозможно найти 92-й дешевле 40 руб. за литр. В ФАС тенденцию объяснили общемировым ростом цен на нефть. С чем связано удорожание топлива? И ждать ли в ближайшее время 50 руб. за литр? Об этом в материале — Арины Крючковой и Анастасии Парфеновой.

Еще на прошлой неделе Росстат отчитался о том, что средняя цена литра бензина в России только за первую неделю мая увеличилась на 39 копеек и превысила 40 руб. В ФАС признали проблему и пояснили — виновата во всем дорожающая нефть: цены на внутреннем рынке на 16-17% ниже экспортного паритета.

Рост стоимости бензина на этом фоне действительно выглядит логичным, но вряд ли будет долгим, считает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко: «За счет роста оптовых цен доходность внутреннего рынка подтягивается к внешнему. Беда в том, что за этим не поспевают розничные цены. За этим следят и давят на нефтяников.

Они могут себе позволить не поднимать розничные цены, поскольку это небольшие потери для них.

Что касается прогнозируемых цен на нефть, то они будут зависеть от политических событий, например, от войны на Ближнем Востоке. Кроме того, с 1 июня повышается пошлина на нефть, экспортируемую из России, что тоже окажет стабилизирующее воздействие на дальнейший рост цен. Паниковать не стоит».

Такой оптимизм разделяют не все специалисты топливного рынка. Председатель правления Совета по товарным рынкам Илья Мороз предсказывал рост цен на бензин на пять рублей еще в конце марта 2018-го. Но тогда антимонопольщики посчитали его заявления попыткой искусственно вызвать ажиотаж вокруг топлива и вынесли предупреждение. В итоге Мороз оказался не совсем прав — в феврале литр бензина стоил чуть больше 38 руб. «Коммерсантъ FM» решил вновь спросить его о цене на топливо, и Илья Мороз ответил — рост продолжится: «Как бы нас ни заверяли в обратном, но чудес в жизни почти не бывает. Если внешняя динамика продолжит развиваться наверх, то и наши цены тоже будут туда стремиться. В обратном случае получится так, что есть цена, но нет топлива».

Антимонопольной службе стоит вмешаться в ситуацию, считает директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. В обратном случае россияне уже совсем скоро могут увидеть ценник 50 руб. напротив 92-го бензина и даже дизеля, подчеркнул он: «В последнее время эффективность экспорта нефтепродуктов из России находится на рекордном уровне. Настолько высоко он не забирался никогда. Если мы будем пересчитывать это в потенциальные биржевую и далее в розничную цены, то вырисовывается некий объективный уровень цен на заправках — где-то примерно 50 руб. за литр 92-го и, соответственно, дизельного топлива».

Здесь возникает вопрос, а как отразится рост цен на стоимости услуг, например, такси? Переложить увеличенные топливные затраты на клиента у них не получится, значит, пострадает качество технического обслуживания автомобилей, уверен руководитель Центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус: «Тарифы на перевозку устанавливают агрегаторы. Перевозчики не могут вложить в тариф повышение цены на топливо, поэтому, конечно, оно окажет достаточно серьезное влияние на таксомоторные компании и пассажиров. Ведь недостающие средства будут «вытягиваться «из тех денег, что направляются на обеспечение безопасности перевозки».

Еще хуже дела обстоят с рынком каршеринга. Тарифы каждая из компаний на этом и без того низкомаржинальном рынке старается формировать максимально конкурентоспособными. Поэтому владельцам каршеринговых компаний приходится договариваться о скидках, рассказала «Коммерсантъ FM» соосновательница сервиса BelkaCar Екатерина Макарова: «У нас спотовые цены на бензин, и снижается маржа.

Так что, будем думать, как просить напрямую скидки у топливных компаний.

Но, как правило, повышение цен имеет долгосрочные последствия в виде давления либо на тарифы, либо на маржу. Катастрофы нет, потому что у нас цены на машины два раза в год повышаются».

Вероятно, чтобы хоть как-то подбодрить жителей столицы Московская топливная ассоциация опубликовала список АЗС, где бензин все еще стоит дешевле 40 рублей за литр — 39,5 руб.

Вопрос об удорожании бензина неоднократно поднимался и на самом высоком государственном уровне. Так, президент Владимир Путин регулярно заявлял о недопустимости роста цен, в том числе и в последние годы.

«Люди вставляют «пистолет» обратно в колонку и уезжают»: почему дорожает бензин?

Роберт Гилязиев разрешил: АЗС второй раз за месяц поднимают цены на 0,8–1,6 рубля за литр топлива. И это далеко не предел

Такого на топливном рынке не было давно: через три недели после крупного повышения ценники переписывают вновь. Литр АИ-92 подорожал на рубль, а дизтоплива — на 1,6 рубля. Как считают в ФАС, виноваты производители — например, ТАИФ-НК в 2017 году на 65% увеличил выпуск топлива, но при этом, вопреки обязательствам, на 25% снизил поставки на внутренний рынок. Продукцию гонят за границу, создавая искусственный дефицит. Котировки на оптовых биржах бьют рекорды, а независимые АЗС загибаются.

АИ-80 прибавит 80 копеек и будет стоить 37,3 рублей за литр, 92-й бензин станет дороже на 1 рубль — 39,2 руб., 95-й прибавит в цене на 90 копеек — 41,8 руб. Больше всего — на 1,6 руб. за литр — подорожает летнее дизельное топливо, по цене оно вплотную приближается к стоимости 95-го бензина — 41,6 рубля за литр

АИ-80 будет стоить 37,3 рубля за литр, 92-й — 39,2 рубля, 95-й — 41,8 рубля. Больше всего подорожает летнее дизельное топливо — 41,6 рубля за литрФото: ©Игорь Зарембо, РИА «Новости»

ПЛЮС 2 РУБЛЯ НА ЛИТР ЗА МЕСЯЦ

Всего три недели продержались цены на автомобильных заправках Татарстана после последнего повышения. Как стало известно «БИЗНЕС Online», 11 мая в управлении рационального использования топливно-энергетических ресурсов при кабмине РТ прошло очередное заседание «татарстанской ОПЕК». Рабочая группа по мониторингу цен на моторные топлива в Татарстане, в которую входят все основные участники рынка — представители ТАИФ-НК, «Татнефти», «Лукойла» и, конечно же, ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирека Сулейманова, вновь проголосовала за повышение цен на бензин. «Принято решение о повышении цен на все виды моторного топлива», — рассказала «БИЗНЕС Online» начальник планово-аналитического отдела управления ТЭР Людмила Александрова.

АИ-80 прибавит 80 копеек и будет стоить 37,3 рубля за литр, 92-й бензин станет дороже на 1 рубль — 39,2 рубля, 95-й прибавит в цене на 90 копеек — 41,8 рубля. Больше всего — на 1,6 рубля за литр — подорожает летнее дизельное топливо, по цене оно вплотную приближается к стоимости 95-го бензина — 41,6 рубля за литр. Большинство заправок оперативно повысило цены уже в выходные.

Причина повышения все та же — резкий рост оптовых цен на моторное топливо. «Такой ситуации у нас вообще никогда не было», — прокомментировала Александрова необходимость столь часто переписывать ценники на заправках, что, в общем-то, не свойственно Татарстану.

Причина повышения все та же — резкий рост оптовых цен на моторное топливо

Причина повышения все та же — резкий рост оптовых цен на моторное топливоФото: «БИЗНЕС Online»

Участники рынка кивают на Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу. К примеру, в марте – апреле 2018 года цены на АИ-92 с уфимского НПЗ там возросли на 24,3% (плюс 9,5 тыс. за тонну). Для сравнения: цены в АЗС в Татарстане с декабря 2017 года (то есть с предыдущего повышения) на этот вид топлива выросли лишь на 2,7%, однако уже после апрельского повышения розничных цен в РТ цены на бирже продолжили свой стремительный бег вверх и выросли еще на на 2,7 тыс. рублей за тонну.

Как уже неоднократно писал «БИЗНЕС Online», заправщики винят в небывалом росте цен сразу несколько факторов, в том числе существующий дефицит топлива, который наблюдается на рынке уже с конца 2017 года. «Объяснения тому, почему растет оптовая цена, конечно, есть. Это и налоговый маневр, и новые акцизы, и экспортная альтернатива. Ведь на сегодняшний день дороже продавать на Запад, чем на внутреннем рынке. Это и слабость рубля — доллар и евро растут, значит, на Запад поставлять становится выгоднее», — подтвердил нам вчера глава ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Сулейманов, который бьет тревогу в разные государственные инстанции уже несколько месяцев. 

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

...

Большинство заправок оперативно повысило цены уже в выходные

«ПОЛОВИНА ЗАРАБАТЫВАЕМЫХ ДЕНЕГ УХОДИТ НА СОЛЯРКУ»

Вчера корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на нескольких АЗС Казани и убедился, что практически везде ценники уже переписаны, а покупатели отреагировали на это ожидаемым возмущением. «Все претензии к нам, а мы им говорим: а что мы-то сделаем? Не мы же поднимаем цены. Идите жалуйтесь, куда положено. Объясняем водителям», — посетовала в беседе с „БИЗНЕС Online“ оператор АЗС „АПЭКС“ на улице Столбова Лейсан Шарафиева. — За месяц уже дважды цену подняли. Сначала хотели вообще на 5 рублей сразу. Но 5 рублей — это сильно заметно».

...
Фото: Регина Шафиева

«Бензин и хлеб всегда в цене. Как бы ни подорожали, будут брать, — философски рассуждает оператор АЗС „ТАИФ-НК“ на улице Саид-Галеева, пожелавшая остаться неизвестной. — Только подняли цены две недели назад — и вот теперь опять. Ворчат, конечно, но что поделать?!»

...

Многие клиенты «Лукойла» даже не заметили, что заправляют свой автомобиль на рубль дешевле, чем на других автозаправочных станциях

Вчера на заправке «Лукойла» цены еще оставались прежними, но, по словам операторов, это ненадолго. «У нас недели три назад подняли. Всегда на два-три дня задерживают поднятие цен. Подождите, скоро будет такая же, как и везде», — заметила оператор АЗС «Лукойла» на Краснококшайской Лариса. Многие клиенты «Лукойла» даже не заметили, что заправляют свой автомобиль на рубль дешевле, чем на других автозаправочных станциях.

...

Есть покупатели, которых новая цена на топливо не волнует, — например те, кому расходы оплачивает предприятие. «Хозяин заправляет мне, хоть 100 рублей он будет стоить, мне без разницы, я не обращаю внимания», — ответил корреспонденту «БИЗНЕС Online» водитель «газели». Но недовольных на пути нашего корреспондента оказалось гораздо больше. На заправочной станции ПАО «Татнефть» на улице Пролетарской корреспонденту «БИЗНЕС Online» громко жаловался пенсионер Валерий Рыжов. «Это вообще кошмар! Живем на бензине — и такая дороговизна. Это вообще слов нет!» — говорит владелец автомобиля марки Cherry. Его недовольство поддержала и девушка на красном Hyundai Флюра Файзуллина. После повышения цен она перешла на менее качественный бензин. «Я всегда заправляла 95-м, сегодня я заправила 92-м, потому что разница в 2 рубля. Скоро будет лето, будем использовать кондиционеры, большие траты», — сетовала автоледи.

Индивидуальный предприниматель Марат Алтынбаев волнуется за свой бизнес: фирма занимается услугами по вывозу мусора, в месяц его машины заправляются на 10 тыс. литров дизельным топливом, из-за этого он недополучает свою привычную прибыль. «Это сказывается на формировании дальнейших цен. Обидно: когда нефть дешевеет, они поднимают внутренние цены, потому что не могут поднять цены на экспорт», — считает Марат.

Чтобы заправить полный бак дизельного топлива, водителю большегруза Рамилю Шарифуллинунужно отдать оператору АЗС 25 тыс. рублей. Вчера он заправился на тысячу рублей, по его словам, только чтобы доехать до базы. «Без повышения цен месяц назад у меня выходило на тысячу рублей 30 литров топлива, это 100 километров. Сейчас я заправил 24 литра, и мне даже 100 километров проехать не хватит. Половина зарабатываемых денег уходит на солярку», — сожалеет Шарифуллин.

В управлении ТЭР не видят большой беды в сокращении сети АЗС в Татарстане. Как не раз заявлял глава управления Роберт Гилязиев, в республике более 900, а хватило бы и 500

В управлении ТЭР не видят большой беды в сокращении сети АЗС в Татарстане. Как не раз заявлял глава управления Роберт Гилязиев, в республике более 900 заправок, а хватило бы и 500Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАМ ПРОЩЕ СЕЙЧАС ПРОСТАИВАТЬ, ЧЕМ ПРОДАВАТЬ»

Несмотря на очередное повышение цен, независимым АЗС этого все равно недостаточно. Так, директор ООО «Мустанг Ойл» Сергей Автономов в беседе с «БИЗНЕС Online» заявил, что разрешенное управлением ТЭР повышение цен не решает всех его проблем: «Причина простая — катастрофический рост цен на нефтепродукты на всех сырьевых биржах. На данный момент уровень цен на АЗС не соответствует уровню оптовых цен. Чтобы отрасль сохранилась, была какая-то конкуренция, цена на заправках должна быть еще выше». По его данным, закупочная цена 1 литра АИ-92 в «Башнефти» составляет 40 рублей. «А еще надо привезти, закрыть эксплуатационные расходы. В окрестностях Татарстана цена уже давно выше», — говорит заправщик.

Что будет делать дальше, Автономов не знает: «Видимо, „пистолеты“ будем заматывать на время, посмотрим, что будет происходить дальше. Нам проще сейчас простаивать, чем продавать». Он говорит, что, в отличие от крупных компаний, малые заправщики не имеют такого запаса прочности: нет больших складов и доступа к крупным кредитным ресурсам, что позволило бы закупить много топлива впрок. Автономов уже заметил первую реакцию от автомобилистов, недовольных повышением: «Люди вставляют „пистолет“ обратно в колонку и уезжают».

«Это пока временная мера, она не отражает полностью ситуацию на рынке. Цены еще не стабилизировались. Наверное, в ближайшем будущем будет повышаться еще. Зависит от биржи. Сегодняшняя ситуация на оптовом рынке такая, что цены фьючерсов заводов уже гораздо выше, чем розничные цены на АЗС», — соглашается с этим мнением первый заместитель генерального директора, финансовый директор АО ХК «Татнефтепродукт» Наиль Садыков.

В то же время в управлении ТЭР не видят большой беды в сокращении сети АЗС в Татарстане. Как не раз заявлял глава управления Роберт Гилязиев, в республике более 900 заправок, а хватило бы и 500. «У нас есть АЗС, которые в сутки реализуют 2−3 тысячи литров, тогда как они должны не менее 7 тысяч литров продавать. Ведь у „Лукойла“ есть АЗС, которые продают по 25 тысяч литров бензина в сутки, — конечно, они могут и малыми наценками обходиться. У нас есть автозаправочные станции, которые расположены в 200 метрах друг от друга, а на трассе расстояние между заправками должно быть не менее 15−20 километров», — заявлял ранее Гилязиев.

«Вы представьте себе, что сегодня оптовые цены выше розничных, о какой достаточности или недостаточности (повышения розничных цен) можно говорить?! Мы сегодня покупаем дороже, чем продаем. Это не рынок, а просто с ног на голову! — продолжает сетовать Сулейманов. — К сожалению, оптовые продавцы спокойно повышают цены, и никто у них за это не спрашивает. И властные структуры ничего не предпринимают! Где минэнерго, где федеральная антимонопольная служба?! Почему биржа так работает?»

«Я не за то, чтобы цены на заправках были дорогими, я за то, чтобы была разница, за счет которой мы могли бы платить зарплату, налоги, иметь какую-то прибыль. Но сегодня удивительная ситуация, которой не было на рынке никогда. Такое ощущение, что нас выживают, хотят уничтожить», — говорит он. Правда, о реальных случаях сворачивания бизнеса в республике Сулейманов пока не слышал: «Я не знаю таких примеров, чтобы закрывали заправки в Татарстане. Слышал, что в Нижнем Новгороде уже не торгуют на некоторых АЗС, просто закрыли заправки — и все. Пока я не вижу, что потребители стали экономить на бензине, меньше ездить, но, с другой стороны, я, например, не могу себе представить, что цена на бензин будет на 7 рублей дороже или на 5 рублей дороже».

КАК ФАС ЗАЩИЩАЕТ МАЛЫХ ЗАПРАВЩИКОВ

Впрочем, насчет бездействия контролирующих органов Сулейманов не совсем прав. В меру своих возможностей пытается найти виноватых на рынке антимонопольная служба — как в Москве, так и в Татарстане. Сначала татарстанское ведомство обратило внимание на «дизельный сговор» крупных ВИНКов Татарстана — ТАИФа и «Татнефти», заявив, что как оптовые, так и розничные цены на их АЗС существенно выше рынка. УФАС возбудило дело по ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции». Затем ФАС России обратила пристальное внимание на объемы поставок нефтепродуктов российских компаний на внутренний рынок, ссылаясь на существующее с 2011 года соглашение между ФАС России, федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, согласно которому нефтеперерабатывающие компании России обязаны поставлять на внутренний рынок не менее 20% от объема переработанной нефти. Оказалось, что российские НПЗ действительно создали искусственный дефицит топлива для независимых АЗС, спровоцировав рост цен. ФАС сделала ряд предупреждений крупным компаниям, например, «Роснефти» и «Сургутнефтегазу».

Среди получивших предупреждение московских антимонопольщиков оказался и ТАИФ-НК. Местное же УФАС по РТ завело в отношении татарстанской компании отдельное дело по признакам нарушения п. 4 и 8 ч. 1 ст. 10 федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции на товарном рынке нефтепродуктов. Ведомство утверждает, что в 2017 году компания на 26,59 тыс. т (или на 65%) увеличила объем производства автомобильного бензина, но при этом на 8,6 тыс. т (на 24,6%) сократила поставки для внутрироссийского потребления, увеличив отгрузку на экспорт на 40,6 тыс. т (на 556%). В результате такой политики объем поставки ТАИФ-НК по итогам 2017 года на внутрироссийский рынок составил 12% вместо положенных 20%.

В ФАС посчитали, что это привело к ограничению предложения товара как в биржевом, так и внебиржевом сегментах рынка и создало дисбаланса спроса и предложения, поэтому и растут цены. Дата рассмотрения дела на данный момент еще не назначена.

 

Горячая новость!

ПФР поставил точку в вопросе увольнения работающих пенсионеров до 1 января 2019 года

СОДЕРЖАНИЕ: Пенсионный фонд России дал окончательные разъяснения о том, надо ли работающим пенсионерам уволится до …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.