Home / Инфо / Похвала Богородицы: зачем идти в храм в этот день

Похвала Богородицы: зачем идти в храм в этот день

Похвала Богородицы: зачем идти в храм в этот день

В субботу, 24 марта, — особый день для всех верующих. Он называется «Похвала Богородицы» и посвящен Деве Марии. Отмечать этот день стали после настоящего чуда, случившегося в 626 году в Константинополе, когда город был избавлен от осады по молитве его жителей.

Это не единственный случай реальной помощи Богородицы мирянам, и поначалу во Влахернском храме собирались и благодарили Пресвятую Деву за это чудо, а потом отмечали этот день праздником выражения общей благодарности Деве Марии за ее чудеса.

Сначала день этот был исключительно прерогативой византийских верующих, но постепенно традиция его празднования распространилась на все православные храмы, и сегодня, приходя в храм, Богородицу благодарят не только за давние события, но и за все, в чем она помогала позже, за ее участие в личной жизни каждого, ведь чудес, творимых по молитве к ней, не становится меньше. Так что, иными словами, этот день – день благодарности каждого той, что родила Спасителя – и за ее помощь, и за то, что Он появился на свете благодаря ей. Мы часто и о многом просим Бога и Богородицу, но когда получаем желаемое, не всегда спешим в Храм, чтобы выразить там свою благодарность за полученное. А потом проходит время, и мы снова вспоминаем, где проходит тропинка к храму, когда опять что-то случилось и опять в чем-то нужна помощь. И вновь просим о помощи, и нередко получаем ее, а не получив, как нам кажется, расстраиваемся. Но где же благодарность от сердца? Как можно – только требовать и получать?

Похвала Богородицы – как раз тот день, который просто обязывает всех, кто хоть раз обращался к Богоматери, прийти в храм и выразить ей свою благодарность от всего сердца. Это день искренности и благодарения, вот зачем и нужно идти в храм.

Современному уху в выражении «Похвала Богородицы» может послышаться странное. Кажется, что правильнее сказать «Похвала БогородицЕ», иначе можно подумать, что это Пресвятая Дева хвалится чем-то. На самом деле в красивом слов «похвала» смысл один – восславление Благородицы, прославление ее имени, благодарность ей.

ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБЫ

В этот день в храмах можно услышать специальное молебное благодарственное пение, посвященное Богоматери. Раз в году, в этот день, cубботу пятой недели Великого поста, верующие собираются в храме, чтобы вместе обратиться к Пресвятой Деве. Акафист Богоматери появился много раньше хвалебных песен, посвященных Иисусу и святым, и до сих пор это единственный акафист, вписанный в богослужебный устав и включенный в церковную службу.

Между тем, идет пост, только что прошло Мариино стояние, на пороге – Страстная седмица, самая строгая неделя до Пасхи. И вдруг в храме исполняется солнечный, светлейший благодарственный гимн, в котором огромное количество раз повторяется слово «Радуйся!»

Да, именно так, никакой ошибки: Христос тоже говорил, что уныния во время поста быть не должно. И обращение к Богоматери должно быть именно светлым и радостным. 

Удивительная по красоте и во многом необычная служба праздника Похвала Богородицы не похожа ни на одну другую. Акафисты могут прочесть и в другие дни, но только единожды в год акафист звучит во всех православных храмах во время богослужения в один и тот же день. Акафист Богородице – это и есть молитва Похвала Богородице.

Александр Казаков, «Вечерняя Москва»

Удивительная по красоте и во многом необычная служба праздника Похвала Богородицы не похожа ни на одну другую

ХРАМЫ ПОХВАЛЫ БОГОРОДИЦЫ В МОСКВЕ

Когда говорят о Похвале Богородицы, нельзя не упомянуть Успенский храм Московского Кремля, поскольку это праздник одного из его приделов. Так называемый Похвальский придел известен тем, что именно в нем в XVI-XVII веках совершались наречения митрополитов и патриархов. Не действующий ныне, но частично отреставрированный храм Похвалы Богородицы, когда-то входивший в комплекс домового храма при боярских палатах, есть и в здании кремлевской Комендатуры. 

История же первого и единственного, а главное, всем доступного храма в честь праздника Похвалы Богородицы, печальна. Он был построен в XV веке рядом с Москвой-рекой, возле Храма Христа Спасителя. В XVII веке деревянная церковь сгорела, ее отстроили заново – теперь уже из камня. Но в 1930-х годах церковь, так же, как и ее «сосед», Храм Христа Спасителя, помешали строительству знаменитого и так и не построенного Дворца Советов, и оба были снесены. Храм Христа Спасителя, как мы знаем, был восстановлен, а церковь, увы, нет. Правда, на смену ему пришел прекрасный храм Похвалы Богородицы (Похвальская церковь) в столичном районе Зябликово. Храм этот считается временным, но его прихожане надеются, что со временем тут будет построен храм постоянный.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

КАКОМУ ОБРАЗУ МОЛИТЬСЯ

Образ, которому молились константинопольцы во Влахернском храме, называется Одигидрия (Путеводительница). Более того: считается, что после падения Византии Влахернская икона была перенесена на Афон, а позже передана в Москву и сейчас находится в Успенском соборе. 

Однако никакой особой строгости в том, пред каким образом стоит молиться в этот день, нет: в праздник Акафист может читаться перед любой иконой с изображением Богородицы.

В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.

Этот праздник установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись.

БОГОСЛУЖЕНИЯ

Канон молебный ко Пресвятей Богородице в Субботу Акафиста, глас 2

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Многими содержимь напастьми, к Тебе прибегаю, спасение иский: о Мати Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси.

Страстей мя смущают прилози, многаго уныния исполнити мою душу; умири, Отроковице, тишиною Сына и Бога Твоего, Всенепорочная.

Спаса рождшую Тя и Бога, молю, Дево, избавитися ми лютых: к Тебе бо ныне прибегая, простираю и душу и помышление.

Недугующа телом и душею посещения Божественнаго и промышления от Тебе сподоби, едина Богомати, яко благая, Благаго же Родительница.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Предстательство и покров жизни моея полагаю Тя, Богородительнице Дево: Ты мя окорми ко пристанищу Твоему, благих виновна, верных утверждение, едина Всепетая.

МОЛИТВЫ

Тропарь Субботы Акафиста

глас 8

Повеле́нное та́йно прие́м в ра́зуме,/ в кро́ве Ио́сифове тща́нием предста́ Безпло́тный, глаго́ля Неискусобра́чней:/ приклони́вый схожде́нием Небеса́ вмеща́ется неизме́нно весь в Тя,/ Его́же и ви́дя в ложесна́х Твои́х прие́мша ра́бий зрак,/ ужаса́юся зва́ти Тебе́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Повеление таинственное постигнув разумом, под кровом Иосифа поспешно предстал бесплотный, возглашая Не Знавшей брака: «Склонивший Своим сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим образ раба, я в изумлении взываю Тебе: Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

Кондак Субботы Акафиста

глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ко и́мущая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свобо́ди, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем к Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

КАНОНЫ И АКАФИСТЫ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ (ВЕЛИКИЙ АКАФИСТ, ЧИТАЕМЫЙ В СУББОТУ АКАФИСТА)

КАНОН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ В СУББОТУ АКАФИСТА

глас 1

Творение святого Феодора Студита
егоже краегранесие:

Владычице, преклонися к проше́нием Фео́дора

Песнь 1

Ирмос: Песнь победную поим вси Богу, сотворшему дивная чудеса мы́шцею высокою и спасшему Изра́иля, я́ко просла́вися.

Грешник к Богородице:

Прия́телище Естества́ невмести́маго, Христа́ умоли́, да огня́ несвети́ма изба́вит мя, Чи́стая, и о́бщника пока́жет Ца́рствия Его́.

Богородица ко Христу:

Мое прии́ми моле́ние, Сы́не и Сло́ве, и му́ки свободи́ вопию́ща раба́ Твоего́ ко Мне из глубины́ души́, и сподо́би Ца́рствия Твоего́.

Христос к Богородице:

Ты, Ма́ти, ми́лости Мя исто́чник ве́си, и́бо на вся́кий час Ми Влады́це согреша́ющих беззако́нных ми́лую, но сей зело́ Мене́ сту́дными

Горячая новость!

Что дает для россиян законопроект о паллиативной помощи

СОДЕРЖАНИЕ: Госдума на заседании в среду приняла в первом чтении правительственный законопроект, расширяющий понятие «паллиативная …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.