Home / Инфо / Раскол украинской православной церкви и разрыв РПЦ с Константинополем

Раскол украинской православной церкви и разрыв РПЦ с Константинополем

СОДЕРЖАНИЕ:

Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) признал невозможным продолжение евхаристического общения с Константинопольским патриархатом, заявил руководитель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион по итогам заседания Синода Русской православной церкви в Минске.

Таким образом Синод РПЦ ответил на решение Константинопольского патриархата об отмене документа о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Вместе с этим Константинополь снял анафему с непризнанного в православном мире Киевского патриарха Филарета. В РПЦ это назвали «антиканоническим деянием» и «попыткой разрушить сами основы канонического строя православной церкви».

Украинская православная церковь (УПЦ) ранее также не исключила разрыва общения с Константинополем и наложения анафемы на константинопольского патриарха Варфоломея, отметив, что считает решение Константинопольского патриархата по украинской церкви «неканоническим, глубоко враждебным актом и вмешательством в дела поместной церкви».

Объединение ведет к расколу. Что потеряет РПЦ в случае автокефалии Украинской церкви

Объединение украинских церквей грозит православному миру расколом, а РПЦ — потерей владений в соседней стране. Константинополь сообщил, что процедура предоставления автокефалии Киеву началась. В столицу Украины прибыли два экзарха — своего рода послы Вселенского патриарха Варфоломея. Они займутся подготовкой к провозглашению независимости украинской церкви. Против этого выступает Русская православная церковь, которой сейчас принадлежит большинство приходов в стране. Что может потерять РПЦ в случае объединения украинских церквей? И кому достанутся православные святыни? Разбирался Александр Рассохин.

Одни этого ждали, другие опасались. И вот случилось: константинопольский патриарх Варфоломей объявил о процессе создания на Украине отдельной православной церкви. Глава Киевского патриархата Филарет торжествует, ведь этого он добивался многие годы:

«Киевский патриархат стоит на позиции поместной единой Украинской православной автокефальной церкви. Вот мы объединяемся с Автокефальной церковью и с частью Московского патриархата».

Но в этих словах патриарха есть доля лукавства. Ведь на Украине нет единства — кто и на каких условиях должен создавать общую структуру?

Сейчас православных церквей в стране три: Украинская церковь Киевского патриархата, который возглавляет Филарет и поддерживает местная власть; есть небольшая автокефальная церковь, а также структура РПЦ — так называемая Украинская православная церковь Московского патриархата, которой принадлежит большая часть приходов в стране.

Только она признана на международном уровне, и большинство ее руководителей не поддерживают автокефалию.

Зато, как говорят опрошенные «Коммерсантъ FM» эксперты, до половины всех ее прихожан готовы будут перейти в объединенную церковь. Для РПЦ такой исход будет огромным ударом, говорит писатель, историк церкви Сергей Бычков:

«Русская православная церковь насчитывает где-то 26 тысяч приходов, из них 12,5 тысячи приходится на Украину. Представьте себе, что Украинская церковь уходит под Константинопольский патриархат, и некогда могущественная, самая крупная православная церковь среди 14 других оказывается ополовиненной. Весомость ее сразу падает».

Поэтому, в первую очередь, конечно, это, значит, будет удар по авторитету Русской православной церкви.
 

Однако раздел душ — это только часть проблемы. В собственности РПЦ находится немало объектов недвижимости. Главный объект спора — святыня православного мира Киево-Печерская лавра. Сейчас РПЦ делит ее с украинской властью.

Что же будет дальше? Директор украинского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник предполагает, что создание новой поместной церкви приведет к битве за святыни.

Высока вероятность, что после того, как в Украине создадут поместную церковь и каноничный статус получит Киевский патриархат, развернется живейшая борьба за церковную собственность, которая, прежде всего, будет включать в себя Киево-Печерскую и Почаевскую лавры.
Руслан Бортник

директор украинского Института анализа и менеджмента политики

«Кто будет владеть большим количеством приходов, будет владеть ключевыми священными символическими местами — та Церковь, конечно, и будет доминировать в религиозном поле».

Впрочем, глава Киевского патрирахата Филарет в интервью «Коммерсантъ FM» заявил, что вопрос о будущем Лавры пока на повестке не стоит:

«О Киево-Печерской лавре вопрос потом. Сначала надо Церковь единую создать».

В РПЦ не смогли предоставить «Коммерсантъ FM» оперативный комментарий. Ранее Русская православная церковь заявляла, что даже готова разорвать отношения с Константинополем. Последний считается главенствующим в православном мире, в основном благодаря истории. У РПЦ паства в разы больше, а отсюда и амбиции в борьбе за статус первой на планете. Так что, возможно, мы видим не объединение украинских церквей, а раскол православного мира.

Синод РПЦ признал невозможным дальнейшее евхаристическое общение с Константинополем. Такое заявление сделал глава Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион, комментируя  итоги заседания Синода РПЦ в Минске.

«На заседании принято решение о полном разрыве общения с Константинопольским патриархатом» — сказал он.

Митрополит подчеркнул, что «Русская православная церковь не принимает этих решений и не будет им следовать». «Раскол остается расколом, лидеры раскола остаются лидерами раскола. А та церковь, которая, признав раскольников, вступила с ними в общение, тем самым себя исключила из канонического поля православной церкви», — подчеркнул митрополит.

«Именно это является главной причиной, по которой мы вынуждены прервать общение с Константинопольским патриархатом как полностью идентифицировавшим себя с расколом», — заключил митрополит.

Непризнание решения Константинопольского патриархата

Митрополит Волоколамский добавил, что Русская православная церковь не признает решения Константинопольского патриархата о предоставлении Украинской церкви автокефалии.

«Было принято решение об отмене акта Константинопольского патриархата 1686 года о включении Киевской метрополии в состав Московского патриархата, а также было принято решение об учреждении ставропигии Константинопольского патриархата на Украине. Все эти решения, с точки зрения РПЦ, являются беззаконными и канонически ничтожными. РПЦ не принимает этих решений, не будет им следовать», — сообщил Иларион.

Русская православная церковь рассчитывает на то, что Константинополь пересмотрит свои решения по Украине, заявил также митрополит Волоколамский Иларион.

«Мы надеемся на то, что разум восторжествует, что Константинопольский патриархат изменит отношение к существующей реальности. Но пока этого не произошло, пока эти антиканоничные и беззаконные решения остаются в силе, мы не в состоянии находиться в общении с церковью, оказавшейся в расколе», — сказал он.

Митрополит также пояснил, как в практическом плане разрыв отношений повлияет на деятельность РПЦ. «Мы не сможем совершать совместные богослужения, наши архиереи и священники не смогут участвовать в литургии совместно с иерархами и священниками Константинопольского патриархата, а миряне не смогут причащаться в храмах Константинопольского патриархата», — рассказал он.

Отмена решения 1686 года

Отмена Константинополем решения от 1686 года о вхождении Киевской митрополии в состав Московского патриархата противоречит исторической правде, добавил митрополит Волоколамский Иларион.

«Константинополь объявил о намерении предоставить автокефалию части РПЦ, но не той части, которая когда-то находилась во владении Константинополя. Та Киевская митрополия, которая в 1686 году вошла в состав Московского патриархата, не совпадала с нынешней территорией Украинской православной церкви. Она была значительно меньше. Туда не входили такие территории как Донбасс, Одесса и другие области», — пояснил он.

«Поэтому аннулировать решение 1686 года и говорить, что вся территория Украины находилась на протяжении трехсот с лишним лет на территории Константинополя, противоречит исторической правде», — заявил митрополит.

Он также напомнил, что в 1996 году Константинопольский патриархат вторгся в пределы РПЦ и установил на ее канонической территории свою юрисдикцию. «Это решение мы не признали тогда, не признаем его и сейчас. Но те канонические преступления, которые совершены Константинополем сейчас, гораздо более тяжкие», — сказал Иларион.

Константинопольский патриархат на заседании синода, которое состоялось 9-11 октября, подтвердил решение о том, что приступает к предоставлению автокефалии церкви Украины, и отменил решение 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Также было принято решение снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине — Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви. Кроме того, было объявлено о желании вернуть Киевскую митрополию под юрисдикцию Вселенского патриархата.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Религиозная ситуация на Украине вновь в центре внимания мирового сообщества. Идея действующего президента страны Петра Порошенко о независимой «Киевской церкви», похоже, выливается в масштабное противостояние, которое выходит за рамки внутрицерковных отношений. С 9 по 11 октября в Стамбуле состоялось засадение синода Константинопольского патриархата, где было принято решение предоставить автокефалию церкви Украины, а также снята анафема с глав неканонических украинских церквей. Об истории вопроса и о том, к каким последствиям может привести попытка перекроить украинское православие по правилам извне, — в нашем материале.

В чем причины конфликта?

Седьмого сентября Константинопольский патриархат «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной церкви на Украине» назначил своих экзархов, то есть посланников, которые также могут восприниматься как надзиратели с властными полномочиями, в Киеве, который является канонической территорией Московского патриархата.

«До самого назначения в Киев посланников Константинопольского патриархата мы слышали от представителей Русской и Украинской церквей сдержанные комментарии. Это происходило не только потому, что до конца не верилось, что Константинополь от слов перейдет к делу, но и из-за нежелания Русской церкви спровоцировать разрыв отношений и стать причиной раскола. Теперь мы увидели реальные шаги во стороны Константинополя, «пробный шар» — нарушение нашего канонического пространства», — отмечает Владислав Петрушко.

«Даже если эти «экзархи» еще пока просто послы, «легаты», но их появление необходимо было согласовывать и с патриархом Московским Кириллом, и с предстоятелем Украинской православной церкви митрополитом Киевским Онуфрием, исходя из норм взаимоотношений между православными церквами», — добавляет он.

Какие православные организации сейчас действуют на Украине?

Единственная каноническая Украинская православная церковь (более 12 тыс. приходов и 200 монастырей) является самоуправляемой Церковью с правами широкой автономии в составе Московского патриархата. Право независимости и самостоятельности в управлении было дано определением Архиерейского Собора Русской православной церкви от 27 октября 1990 года и выражено в благословенной грамоте /Томосе/ патриарха Московского и всея Руси Алексия II. После распада СССР в конце 1991 года украинские политики стали предпринимать активные действия с целью отделения Украинской церкви от Русской. Их увещеваниям поддался тогдашний митрополит Киевский Филарет, заявив о создании национальной церкви — так называемого Киевского патриархата. Эта организация (около 5 тысяч приходов) до сих пор остается раскольнической и не признанной ни одной церковью мира.

В 90-е годы на Украине была возрождена и обновленческая организация Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), изначально созданная националистически настроенными священниками в 20-е годы XX века, а затем постепенно самораспустившаяся. УАПЦ также не признана никем и имеет на сегодняшний день около тысячи приходов. В данный момент Киевский патриархат и УАПЦ пользуются особым расположением украинских властей и претендуют на легализацию со стороны Константинопольского патриархата.

«Возможная схема такой легализации такова: Константинополь оспаривает решения, принятые еще в XVII веке, о передаче Киевской митрополии Московскому патриарху, добивается создания на Украине своей церковной юрисдикции, куда переходят все противные УПЦ МП группировки, а затем дарит автокефалию (независимость) своей «дочерней» структуре», — пояснил Петрушко.

Каковы возможные действия РПЦ?

По мнению Владислава Петрушко, Русская церковь должна будет дать адекватную оценку свершившимся действиям, не торопиться с разрывом отношений, но назвать все своими именами — объективно оценить действия патриарха Константинопольского Варфоломея с точки зрения канонов Церкви и опубликовать все исторические документы, подтверждающие юрисдикцию РПЦ над Киевской митрополией.

Дело в том, что на Архиерейском соборе Константинопольского патриархата, который прошел в Стамбуле 1–2 сентября, прозвучало, что Киевская митрополия была перенесена в Москву без санкции Константинополя, и, соответственно, заявлены права на управление ею. «Но, во-первых, она была перенесена сначала во Владимир, кроме того, есть сохранившийся соборный акт Константинопольского патриархата об официальном признании Владимира вторым кафедральным градом Русской церкви одновременно с поставлением туда святителя Алексия в 1354 году», — прокомментировал Петрушко.

Синод Русской православной церкви выразил в связи с назначением посланников Константинополя в Киев протест, заявив, что действия Константинопольской церкви «являются грубейшим попранием церковных канонов» и ответные шаги последуют в ближайшее время. Московский патриархат может разорвать отношения с Константинопольской церковью в случае легализации ими украинских раскольников.

В каких отношениях православные церкви находятся с Константинополем?

15 поместных православных церквей мира обладают равенством, но так сложилось исторически, что у патриарха Константинопольского есть так называемое первенство чести, которое не означает верховенство над православными церквями.

Однако на прошедшем Архиерейском соборе патриарх Варфоломей много говорил о своем «первенстве». Оно основывается на 28-м правиле IV Вселенского Халкидонского собора и усваивает патриарху Константинополя второй по чести статус после римской кафедры в силу того, что Константинополь — имперский город царя и правительства. «Сейчас же имперской столицы Константинополя уже нет. С чего же вдруг фанариоты сейчас решили распоряжаться судьбой православного мира, где сейчас есть 15 полноправных поместных православных церквей?» — задается вопросом эксперт.

Были ли подобные конфликты в истории?

В 20-х годах прошлого века Константинополь активно поддерживал обновленческую «Живую церковь», которая была создана при участии большевистского правительства и пыталась устранить законно избранного патриарха Тихона. Затем последовало дарование автокефалии Польской церкви и установление Константинополем своей юрисдикции в Прибалтике и Финляндии — по сценарию, который нынешний Вселенский патриарх Варфоломей пытается реализовать на Украине.

В 1993 году при поддержке властей страны Константинопольский патриархат предоставил раскольничьей Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ) права автономной юрисдикции в своем составе. При этом епархии ЭАПЦ сейчас насчитывают около 7 тыс. верующих, тогда как Эстонская православная церковь Московского патриархата — около 100 тыс. Теперь в Эстонии существуют две параллельные канонические юрисдикции, между которыми нет общения.

«Сейчас же на Украине идеально сошлись интересы трех сторон. Во-первых — режима Порошенко, для которого это возможность повысить рейтинг или даже создать такую «горячую» ситуацию в стране, когда можно будет перенести выборы. С другой стороны —  интересы наших «западных партнеров», которые таким образом наносят еще один удар по России, и решение прикладной задачи — разрыв духовной связи с Украиной, уничтожение последней «духовной скрепы». Наконец, интересы Фанара, который весь XX век и начало XXI века строит подобие восточного папства внутри православного мира и пытается трансформировать первенство чести патриарха Константинопольского в первенство власти», — отмечает Владислав Петрушко.

Что значит для Украины «автокефалия»?

Для простых верующих на Украине уже 25 лет само слово «автокефалия» ассоциируется с расколом, ведь все это время о ней говорили так называемый Киевский патриархат и националисты. Будет ли создана новая автокефальная церковь или это будет вариант Константинопольской юрисдикции с неопределенным обещанием предоставить автокефалию — пока неясно.

«Государственная власть может начать загонять верующих канонической церкви в новую юрисдикцию. Но если уж покусятся на крупнейшие святыни, например Киево-Печерскую лавру, то тут народ уже может более радикально выразить свое неприятие, — уверен Петрушко. — Противостояние на религиозной почве может вылиться против действующего президента Украины, который, наверное, не вполне осознает масштаб возможных последствий своих действий по созданию независимой Церкви».

Каковы возможные последствия для мира?

Раскол на Украине вполне может спровоцировать расколы и в других частях света. Первые кандидаты — это Болгарская православная церковь, от которой хочет отколоться при поддержке Константинополя Македонская. Затем от Сербской церкви может отделиться Косово, а от Грузинской — Абхазия. Даже у Антиохийского патриархата есть проблема взаимоотношений с Иерусалимской церковью: Катар и проблема сирийско-американских отношений.

«У большинства поместных церквей есть свои схожие трудности, и при желании их можно раскрутить, была бы политическая воля, поэтому маловероятно, что Русская церковь останется в этом вопросе без поддержки поместных церквей», — считает Владислав Петрушко.

Каковы итоги заседания синода Константинопольского патриархата в Стамбуле?

Заседание проходило с 9 по 11 октября. В результате синод отменил действие своей же грамоты 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата и подтвердил «уже принятое ранее решение о том, что Вселенский патриархат приступает к предоставлению автокефалии церкви Украины». Кроме того, по итогам заседания была снята анафема с глав двух неканонических украинских церквей, которые ранее вместе с президентом Украины Петром Порошенко обратились к Вселенскому патриарху с просьбой об автокефалии — так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета Денисенко и предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макария Малетича — и восстановил их «в священническом звании».

«Константинополь своими действиями переходит красную черту и катастрофически нарушает единство мирового православия, — так расценил произошедшее представитель РПЦ, пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси, священник Александра Волкова. — Попытка исказить историю в угоду политической конъюнктуре обнажает совершенно нецерковную сущность действий Фанара (район, где расположена резиденция Константинопольского патриарха — прим. ТАСС)».

В свою очередь руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда сообщил, что ответные решения РПЦ будут приняты 15 октября в ходе заседания Священного синода в Минске.

Горячая новость!

Повышение пенсии сельским пенсионерам с 2019 года

СОДЕРЖАНИЕ: Повышение пенсии сельским пенсионерам с 2019 года: Медведев подписал дополнительные индексации пенсий жителям села25% …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.