Вопрос повышения пенсионного возраста не перестает обсуждаться в Правительстве еще с 2014 года. За это время поступало несколько предложений, как это оформить: установить единый для всех возраст выхода на пенсию 63 или лет, повысить  женщинам до 60-63, а мужчинам до 63-65 лет.

В 2018 году правительство начнет обсуждение законопроектов по увеличению пенсионного возраста. Пока нет единого мнения, когда внедрять программу: с 2019 или с 2020 года. Есть предположение от заместителя директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксаны Синявской, что «в 2019 году Правительство физически не успеет подготовить и принять изменения на уровне законодательства».

 

Выступление Медведева

В своем выступлении перед депутатами Государственной Думы премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поднял тему увеличения пенсионного возраста.

Он не скрывал, что «консультации, конечно, идут», а «обсуждения идут уже не один год». Готовность Правительства начать обсуждение на законодательном уровне Медведев объяснил тем, что «экспертиза уже достаточно серьезная проведена всех этих вопросов».

Отвечая на вопросы депутатов премьер-министр посоветовал избегать «резких и непродуманных шагов при принятии решения о пенсионном возрасте». Но реалии российской экономики, демографической ситуации готовы к переменам.

Выход на пенсию в 60 для мужчин и 55 лет для женщин был утвержден еще в советское время в 1932 году, когда средняя продолжительность жизни была 35 лет. Современная система здравоохранения, повышение качества жизни привели к тому, что сейчас средняя продолжительность жизни россиян увеличилась до 70,9 лет.

В России есть много льготных профессий, где предусмотрен более ранний выход на пенсию, начиная с 45 лет. К ним относятся врачи, учителя, военные, работники вредных производств. Это все стало объективными причинами роста дефицита бюджета ПФР.

Дмитрий Медведев также отмечает, существующая пенсионная модель «очень гуманная», т.к. разрешает гражданам одновременно получать и пенсию, и заработную плату. Перед тем, как что-то изменить в пенсионной системе, любое решение надо «принимать, исходя из целой суммы факторов, принимать аккуратно, принимать так, чтобы не разбалансировать пенсионную систему, а с другой стороны, не создать отрицательных настроений среди людей, некомфорта, ощущения незащищенности среди людей». Это основные задачи, которые сейчас стоят перед Правительством, по словам его председателя.

График повышения пенсионного возраста

Больше обсуждение получило три модели повышения пенсионного возраста.

  1. Минфин России предложил увеличить всем одинаково до 65 лет. Это самая жесткая из предложенных мер. Имеет большую вероятность быть отвергнутой.
  2. Российская академия народного хозяйства (РАНХиГС) предлагает поднять возраст женщина до 60 лет, мужчинам до 63. В модели предусмотрено в первые 4 года повышать на 3 месяца, а потом ежегодно на 6 месяцев. Срок всей реформы займет 12 лет.
  3. Центр стратегических разработок (ЦСР) во главе с экс-министром финансов Алексеем Кудриным предложил установить пенсионный возраст для женщин — 63, для мужчин — 65 лет. Повышать планку будут ежегодно на 6 месяцев, а вся программа займет 16 лет.

Наглядно модели от РАНХиГС и ЦСР при условии начала программы с 2019 года выглядят так.

Год выхода на пенсию РАНХиГС ЦСР
Шаг повышения (месяцев) Пенсионный возраст (м / ж) Шаг повышения Пенсионный возраст (м/ ж)
2019 3 60 лет 3/ 55 лет 3 6 60,5 / 55,5
2020 3 60,5 / 55,5 6 61 / 56
2021 3 60 лет. 9 / 55 лет 9 6 61,5 / 56,5
2022 3 61 / 56 6 62 / 57
2023 6 61,5 / 56,5 6 62,5 / 57,5
2024 6 62 / 57 6 63 / 58
2025 6 62,5 / 57,5 6 63,5 / 58,5
2026 6 63 / 58 6 64/ 59
2027 6 63 / 58,5 6 64,5 / 59,5
2028 6 63 / 59 6 65 / 60
2029 6 63 / 59,5 6 65 / 60,5
2030 6 63 / 60 6 65 / 61
2031     6 65 / 61,5
2032     6 65 / 62
2033     6 65 / 62,5
2034     6 65 / 63

Экономисты считают выгодной модель, когда на пенсию женщины будут уходить в 60, а мужчины в 63. Поэтапная адаптация граждан и самого трудового рынка даст положительный эффект от программы, обеспечит баланс финансовых и социальных последствий.

Независимо от выбранной модели с 2019 года изменения коснуться женщин 1963 — 1964 года рождения и мужчин 1958 — 1959 года рождения. Если программу начнут в 2020 году, то «повезет» женщинам, рожденным в 1964 — 1965 годах и мужчинам — в 1959 — 1960 годах.

Однако это будет не первым шагом Правительства повысить пенсионный возраст. С 1 января 2017 года работает норма закона от 23.05.16 № 143-ФЗ, которая повысила пенсионный возраст для государственных служащих для определения его права на страховую пенсию за выслугу.

Год назначения пенсии Стаж госслужбы Пенсионный возраст (м / ж)
2017 15,5 60,5 / 55,5
2018 16 61 / 56
2019 16,5 61,5 / 56,5
2020 17 62 /57
2021 17,5 62,5 / 57,5
2022 18 63 / 58
2023 18,5 63,5 / 58,5
2024 19 64 /59
2025 19,5 64,5 / 59,5
2026 20 65 / 60
2027 20 65,5 / 60,5
2028 20 66 / 61
2029 20 66,5 / 61,5
2030 20 67 / 62
2031 20 67,5 / 62,5
2032 и далее 20 68 / 63

Комментарии

Информация о намерении законодательно изменить пенсионный возраст вызвала много комментариев со стороны депутатов, экономистов и аналитиков.

Заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская:

«Это решение надо было принимать давно. За исключением Франции явных протестов против повышения пенсионного возраста не было нигде. Понятно, что люди этому не рады, но нельзя думать, что это вызовет какие-то массовые протесты».

Она также отмечает, что «с социально-демографической точки зрения было бы лучше повысить пенсионный возраст до 60 у женщин и до 63 у мужчин. А потом при продолжении роста продолжительности жизни продлять дальше. Так, например, делали в Эстонии и Латвии. На мой взгляд, это было бы наиболее сбалансировано. Но если фискальные интересы государства окажутся сильнее, то тогда будет 63/65, благо, что такая граница уже опробована на госслужащих».

Заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров согласен с реформой:

«В результате соотношение пенсионеров и людей, с заработной платы которых берутся страховые взносы, у нас совсем грустное».

Управляющий активами ИК Global Александр Григоренко говорит то том, что «если граждане будут работать дольше, то тогда отчисления работодателей за своих сотрудников увеличатся. Соответственно, сократится необходимость в средствах из федерального бюджета на выплаты пенсий на несколько лет».

Но есть и противники реформы, которые, как проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов:

«если пенсионный возраст поднять, до пенсии не будет доживать ещё большее количество людей».

Поддерживает его позицию и первый заместитель председателя комитета ГД РФ по образованию и науке Олег Смолин, считая, что это «глубоко ошибочное решение» из-за низкой степени дожития граждан.

На это им можно ответить словами заместителя министра труда Андрея Пудова:

« … не торопиться с принятием решения о повышении пенсионного возраста и тщательно изучить вопрос».

Министр экономического развития Максим Орешкин считает, что «повышение пенсионного возраста не влияет напрямую на дефицит рабочей силы, который есть у нас на рынке труда, потому что если человек активный и здоровый, он в большинстве случаев не будет покидать работу даже с достижением пенсионного возраста».

Выплата пенсий в мае 2018 года

В мае правительство повышает МРОТ до 11 163 рублей. Пенсионеры тоже надеются, что рост этого показателя повлияет на размер их пенсий. Пенсионные выплаты при расчете опираются на стоимость пенсионного балла, страховой стаж и прожиточный минимум, установленный для этой категории лиц. Прямой связи с повышением МРОТ нет. Однако уже сейчас многие субъекты РФ издают нормативные акты, которые утверждают прожиточный минимум, для пенсионеров в том числе, за I квартал 2018 года. И вот тут уже можно надеяться, что минимальная пенсия вырастет.

Индексации самой пенсии не будет. В тех ситуациях, когда пенсионер получает выплату в сумме, меньшей, чем прожиточный минимум, то ему устанавливают социальную доплату.

Кому повысят минимальную пенсию в мае

Каждый квартал регионы утверждают новый размер прожиточного минимума. Также издают закон на очередной финансовый год, где указывается тот размер минимальной пенсии, до которого происходит доплата пенсионерам в виде социальной помощи. Если субъекты РФ примут изменения в эти законы, то минимальная пенсия вырастет после 1 мая 2018 года. В ряде субъектах РФ есть отсылка к пункту 5 статьи 8 закона о федеральном бюджете на 2018 год, где закреплен размер прожиточного минимума для пенсионера по России на текущий год. Сейчас нет ни одного законопроекта, по которому норма была бы изменена с 1 мая 2018 года.

Минимальная пенсия в России в 2018 году с 1 мая по регионам (таблица)

Регион Минимальная пенсия Документ
Адыгея Республика 8138 01.10.2017 № 88
Алтай Республика 8594 16.11.2017 № 50-РЗ
Алтайский край 8543 01.11.2017 № 83-3C
Амурская область 8726 27.10.2017 № 129-ОЗ
Архангельская область 10 258 09.10.2017 № 556-37-ОЗ
Астраханская область 7961 31.10.2017 № 71/2017-оз
Башкортостан Республика 8320 30.10.2017 № 540-з
Белгородская область 8016 31.10.2017 № 186
Брянская область 8441 02.10.2017 № 80-З
Бурятия Республика 8726 10.10.2017 № 2631-V
Владимирская область 8452 27.10.2017 № 93-ОЗ
Волгоградская область 8535 31.10.2017 № 93-ОД
Вологодская область 8726 28.12.2017 № 4265-ОЗ
Воронежская область 8620 31.10.2017 № 152-ОЗ
Дагестан Республика 8680 31.10.2017 № 74
Еврейский АО 9013 26.10.2017 № 158-ОЗ
Забайкальская область 8726 26.10.2017 № 1526-ЗЗК
Ивановская область 8460 05.10.2017 № 70-ОЗ
Ингушетия Республика 8726 30.10.2017 № 41-РЗ
Иркутская область 8723 31.10.2017 № 68-ОЗ
Кабардино-Балкарская Республика 8726 29.09.2017 № 30-РЗ
Калининградская область 8726 23.10.2017 № 106
Калмыкия Республика 7755 02.10.2017 № 254-V-З
Калужская область 8547 31.10.2017 № 261-ОЗ
Камчатский край 16 543 28.09.2017 №132
Карачаево-Черкесская Республика 8618 30.11.2017 № 61-РЗ
Карелия Республика 8726 25.10.2017 № 2166-ЗPK
Кемеровская область 8347 26.09.2017 № 71-ОЗ
Кировская область 8474 05.10.2017 № 99-ЗО
Коми Республика 10 192 27.10.2017 № 70-РЗ
Костромская область 8549 24.10.2017 № 302-6-ЗКО
Краснодарский край 8537 02.11.2017 № 3674-КЗ
Красноярский край 8726 30.11.2017 № 4-1147
Крым Республика 8530 07.11.2017 № 429- ЗРК/2017
Курганская область 8630 25.10.2017 № 77
Курская область 8600 30.10.2017 № 67-ЗКО
Ленинградская область 8726 29.12.2017 № 91-оз
Липецкая область 9083 12.04.2018 № 295
Магаданская область 15 460 24.10.2017 № 2197-ОЗ
Марий Эл Республика 8036 26.10.2017 № 50-З
Мордовия Республика 8194 03.11.2017 № 74-З
Москва 11 816 25.10.2017 № 37
Московская область 9527 01.11.2017 № 179/2017-ОЗ
Мурманская область 12 523 11.10.2017 № 2174-01-ЗМО
Ненецкий АО 17 956 26.09.2017 № 329-оз
Нижегородская область 8100 05.10.2017 № 119-З
Новгородская область 8726 27.10.2017 № 167-ОЗ
Новосибирская область 8725 05.12.2017 № 231-ОЗ
Омская область 8480 31.10.2017 № 2009-ОЗ
Оренбургская область 8059 26.10.2017 № 585/130-VI-ОЗ
Орловская область 8550 08.11.2017 № 2170 -ОЗ
Пензенская область 7861 31.10.2017 № 3093-ЗПО
Пермский край 8503 31.10.2017 №150-ПК
Приморский край 9151 27.10.2017 № 183-КЗ
Псковская область 8726 06.11.2017 № 1813-ОЗ
Ростовская область 8488 19.10.2017 № 1199-ЗС
Рязанская область 8493 30.10.2017 № 73-ОЗ
Самарская область 8413 30.10.2017 № 103-ГД
Санкт-Петербург 8726 04.12.2017 № 801-131
Саратовская область 7990 26.10.2017 № 80 — ЗСО
Саха (Якутия) Республика 13 951 26.10.2017 1896-З № 1351-V
Сахалинская область 12 330 24.10.2017 № 95-ЗО
Свердловская область 8726 03.11.2017 № 118-ОЗ
Севастополь 8722 04.12.2017 № 381-ЗС
Северная Осетия – Алания Республика 8064 26.10.2017 № 53-РЗ
Смоленская область 8674 25.10.2017 № 110-з
Ставропольский край 8135 12.10.2017 № 109-кз
Тамбовская область 7489 02.11.2017 № 148-З
Татарстан Республика 8232 22.09.2017 № 67-ЗРТ
Тверская область 8726 27.10.2017 № 66-ЗО
Томская область 8561 13.11.2017 № 127-ОЗ
Тульская область 8622 26.10.2017 № 77-ЗТО
Тыва Республика 8726 13.11.2017 № 311-ЗРТ
Тюменская область 8726 27.10.2017 № 84
Удмуртия Республика 8502 07.11.2017 № 57-РЗ
Ульяновская область 8474 22.09.2017 № 104-ЗО
Хабаровский край 10 895 25.10.2017 № 283
Хакасия Республика 8543 07.12.2017 № 83-ЗРХ
Ханты-Мансийский Югра АО 11 708 28.09.2017 № 53-оз
Челябинская область 8586 31.10.2017 № 599-ЗО
Чеченская Республика 8719 14.12.2017 № 48-РЗ
Чувашская Республика 7953 26.10.2017 № 59
Чукотский АО 19 000 23.10.2017 № 64-ОЗ
Ямало-Ненецкий АО 13 425 31.10.2017 № 82-ЗАО
Ярославская область 8163 30.10.2017 № 41-з

График выплат

Существует два основных способа получения пенсий: на карту банка или через отделения Почты России. Обычно субъекты РФ утверждают графики перечисления, но государственные праздники вносят ряд изменений в периоды работы почты. Поэтому пенсионные выплаты производят в мае по иным дням, чтобы соблюсти принцип своевременности перечисления. Новые графики выплаты пенсий в майские дни публикуются на сайте Пенсионного фонда и находятся в каждом почтовом отделении. Изменений при получении пенсии через банковскую систему, не произошло. Обычно в кредитные организации средства перечисляют 11 и 21 числа месяца. А они не совпадают с праздничными днями. Посмотрим, когда получат пенсии через почту на майские праздники в ряде субъектах РФ.

Дни выплат по графику Дни выплат по факту
Москва Санкт-Петербург Крым, Севастополь Краснодарский край
3 мая 3 3 3 3
4 мая 4 4 4 4
5  мая 5 4 5 5
6 мая 4 7 4 6
7 мая 7 7 7 7
8  мая 8 8 8 8
9 мая 7 8 7 8

Единовременно надбавка к пенсии в мае 2018 года

В прошлом году в  январе пенсионеры получили единовременную доплату к пенсии 5000 рублей. Будет ли в этом году произведена такая доплата? Давайте обратимся к тому, откуда возникли эти деньги. Правительство России объяснили, что 5000 рублей представляли собой особый вид компенсации неиндексированных размеров пенсии за 2016 год. При средней пенсии по России за 2017 года в 13 700 рублей будет ли выгодно получить разовую компенсацию в аналогичных размерах в 2018 году? Напомним, социальные пенсии и остальные виды были проиндексированы на коэффициенты от 3,7 до 6,9 %. Даже если взять минимальное увеличение в 3,7 %, то за год это составит:13700×3,7%×12= 6082 руб.,

Эта цифра уже заведомо ниже  5000 рублей, которые выплачивали пенсионерам в 2017 году. Поэтому разовая доплата к пенсии в этом году не будет производиться, да она и не выгодна для пенсионеров. Все виды пенсий уже были проиндексированы. И совокупное увеличение этих показателей превышает разовую компенсацию.

 

Изменения в оплате больничных листов в 2018 году

С 10 апреля 2018 изменился порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи. Это коснулось детей в возрасте до 7 лет и детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Приказом Минздрава России от 28.11.2017 № 953н сняты все ограничения по количеству больничных дней для этой группы детей.

Свежие изменения в оплате больничных по уходу за ребенком

В прошлой версии приказа Минздрава России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» (далее — Приказ № 624н) листок нетрудоспособности по уходу за больными детьми до 7 за весь год не мог превышать 60 дней. По отдельным категориям заболеваний годовой лимит составлял 90 дней. В новой редакции абзац 2 пункта 35 Приказа № 624н устанавливает, что больничный выдается на весь период лечения ребенка. В отношении больных детей-инвалидов ранее был лимит количества дней нетрудоспособности — 120 дней в году. После внесения изменений в абзац 4 пункта 35 Приказа № 624, больничный по уходу за детьми-инвалидами распространяется на весь срок болезни. Увеличен на 3 года предельный возраст больных детей:

  • инвалидов;
  • инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • с заболеваниями, связанными с поствакцинальным осложнением, злокачественными новообразованиями.

Теперь уход за такими детьми оплачивают, пока они не достигли 18 вместо 15 лет. Изменения не коснулись порядка оплаты больничных листов, прописанных в статье 6 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ). Сводная информация по срокам и оплате больничных листов приведена в таблице ниже.

Возраст ребенка Код нетрудоспособности в больничном листе Максимальный срок больничного листа, выписанного врачом Оплата больничного листа, лимит за год Нормативная база
до 7 09, 11*, 12** Весь период лечения Не более 60 дней. Не более 90 дней по причинам 11 и 12 Абзац 2 ст. 35 Приказа № 624н, пп.1 п. 5 ст. 6 Закона № 255-ФЗ
7 — 15 09, 11* До 15 дней Не более 45 дней за год Абзац 3 ст. 35 Приказа № 624н, пп. 2 п. 5 ст. 6 Закона № 255-ФЗ
15 — 18 09, 11* До 3 дней при амбулаторном лечении; До 7 дней — по решению врачебной комиссии Не более 30 дней Абзац 9 ст. 35 Приказа № 624н, пп. 6 п. 5 ст. 6 Закона № 255-ФЗ
Ребенок-инвалид до 18 13 Весь период лечения Не более 120 дней Абзац 4 ст. 35 Приказа № 624н, пп. 3 п. 5 ст. 6 Закона № 255-ФЗ
до 18 с ВИЧ 15 весь период совместного пребывания на стационарном лечении За весь период совместного пребывания на стационарном лечении Абзац 5 ст. 35 Приказа № 624н, пп. 4 п. 5 ст. 6 Закона № 255-ФЗ
до 18, когда болезнь связана с поствакцинальным осложнением, злокачественными новообразованиями 14 Весь период лечения За весь период лечения Абзац 6 ст. 35 Приказа № 624н, пп. 5 п. 5 ст. 6 Закона № 255-ФЗ
до 15 в отношении  живущих на загрязненных территориях в результате аварии ЧАЭС 09 Не все время болезни Не более 30 дней Абзац 7 ст. 35 Приказа № 624н, пп. 6 п. 5 ст. 6 Закона № 255-ФЗ
до 15, когда болезнь связана с радиационным воздействием на родителей 09 На весь период болезни Не более 30 дней Абзац 8 ст. 35 Приказа № 624н, пп. 6 п. 5 ст. 6 Закона № 255-ФЗ
до 7 при карантине в саду, яслях 03 На весь период карантина За весь период карантина ст. 43 Приказа № 624н, п. 6 ст. 6 Закона № 255-ФЗ

* Если заболевание включено в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715. ** Если заболевание включено в Перечень, утвержденный Приказом Минздравразвития РФ от 20.02.2008 № 84н.

Оплата листа нетрудоспособности для совместителя

В отношении лиц, работающих по совместительству правила предоставления и оплаты листа нетрудоспособности остались прежними. Если человек работает более 24 месяцев на каждом из мест: основной работе и по совместительству, то он получает столько больничных листов, сколько таких мест работы и получает оплату у всех работодателей. Если же человек работает хотя бы в одном из мест менее 24 месяцев, то больничный оплачивают в одной организации по его выбору. В таблице приведены ситуации, как оплачивать больничный лист совместителя по уходу за больным ребенком в 2018.

Начало работы внешнего совместителя в организации Справка с основного места работы, что пособие не начислялось и не выплачивалось Доходы, учитываемые при расчете пособия
В году, когда сотрудник заболел (2018) есть Доходы, полученные за расчетный период у других работодателей. Подтверждение — Справки 2-НДФЛ
нет Пособие не начисляют
В году, когда начинается расчетный период (2016) есть Доходы, полученные сотрудникам по всем местам работы, подтвержденные Справками 2-НДФЛ
нет Средний заработок за расчетный период в этой организации
В любом году до начала расчетного периода (ранее 2016) Не учитывается Средний заработок за расчетный период в этой организации

Стаж для расчета пособия по временной нетрудоспособности

Размер начисляемого пособия по временной нетрудоспособности при уходе за больным ребенком зависит от количества дней больничного листа и трудового стажа родителя. По данным пунктов 3 и 4 статьи 7 закона № 255-ФЗ пособие в 2018 составит.

Тип лечения Стаж работы, лет Условие оплаты, в % от среднего заработка Количество оплачиваемых дней
Амбулаторное < 5 60 Первые 10
5 — 8 80
>8 100
Не имеет значения 50 11-й и следующие дни
Стационар < 5 60 Весь период лечения
5 — 8 80
>8 100

В случаях, когда общий трудовой стаж работника менее 6 месяцев, то больничные рассчитывают не по среднему заработку, а из расчета минимальной оплаты труда (далее — МРОТ) с учетом районного коэффициента. Такое же правило применяется к сотрудникам, чей средний заработок не превышает размер МРОТ, установленный на 2018. [table id=13 /] В апреле минимальная стоимость одного больничного дня составит:(9 489 руб. × 24 мес.) / 730 дн. × 60 % = 187,18 рублей,

с мая:(11 163 руб. × 24 мес.) / 730 дн. × 60 % = 220,20 рублей.

Законом также регулируется верхний предел больничных выплат. Он зависит от величины предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС. Каждый год Правительство РФ утверждает эти показатели. Для расчета листа нетрудоспособности в 2018 учитывают предельные величины за 2016 и 2017 года, они равны:

  • 718 000 рублей;
  • 755 000 рублей.

Значит, среднедневной заработок, который берут для расчета, не может превысить:(718 000 + 755 000) / 730 = 2 017,81 рубль.

Если обратить внимание на формулы, то при расчете среднего дохода берут показатель — 730 дней. По правилам расчета больничных это число всегда неизменно. И не зависит, был ли сотрудник в расчетном периоде на другом больничном.

Как рассчитать больничный лист по уходу за ребенком в 2018 году

Общая формула определения больничных выглядит так:

Среднедневной заработок Х Процент по стажу и количеству дней амбулаторного лечения Х Дни болезни Х Районный коэффициент
(Доходы 2016 + доходы 2017) / 730 дней (50 — 100) % (календарные) (если есть)

На примерах рассмотрим разные случаи начисления пособия по временной нетрудоспособности при уходе за больным ребенком.

Пример расчета больничного по минимальному размеру

Васильева О.А. работает в ООО «Ромашки» с 01.01.2018. Трудового стажа до этой работы не было. Заработная плата — 18500 рублей. У нее заболел ребенок 6 лет. С 1 по 20 апреля она находилась с ним на больничном (амбулаторное лечение). По заданным условиям у Васильевой О.А. не наработан расчетный период, поэтому расчет будет идти по МРОТ. Находим сумму доходов за расчетный период:9 489 × 24 = 227 736 рублей.

Определяем средний заработок. Для этого сумму доходов делим на 730 дней, независимо есть ли в расчетном периоде високосный год:227 736 / 730 = 311,97 рублей.

Рассчитываем пособие за первые 10 дней:311,97 × 60 % *10 дн. = 1 871,82 руб.

Пособие за 11-20 дни больничного листа:311,97 × 50 % × 10 дн. = 1 559,85 руб.

Общая сумма пособия:1 871,82 + 1 559,85 = 3 431,67 рублей.

Пример 2. Конюхова Т.П. работает в ООО «Фаворит-74» более 10 лет. Доход за 2016 составил 60000 рублей, за 2017 — 67000 рублей. В регионе проживания применяется коэффициент 1,15. В марте 2018 она находилась на стационарном лечении с ребенком 11 лет — 21 день. Среднедневной доход:(60 000 + 67 000) / 730 = 173,97 рубля.

Это меньше, чем минимальный размер, высчитанный по МРОТ — 187,81 рубля. Значит, дальше берется показатель МРОТ. Размер пособия:187,81 × 100 % × 1,15 × 21 = 4 535,61 рубль.

Пример расчета максимального размера

Копейкина О.А. имеет трудовой стаж 6 лет, доход за 2016 — 750000 рублей, за 2017 — 800000 рублей. В апреле 2018 находилась с ребенком на амбулаторном лечении 14 дней. Среднедневной доход:(750 000 + 800 000) / 730 = 2 123,29 рублей.

Сравниваем с предельным размером:2 123,29 > 2 017,81.

Значит, дальше берется предельный показатель среднего дохода. Рассчитываем пособие за первые 10 дней болезни с учетом процента за стаж:2 017,81 × 80 % × 10 = 16 142,48 рублей.

Остальные дни считают по 50 %:2 017,81 × 50 % × 4 = 4 035,62 рубля.

Общая сумма больничного листа:16 142 ,48 + 4 035,62 = 20 178,10 рублей.

Пример 2. Сушкина К.Р. имеет трудовой стаж 15 лет, доход за 2016 — 850000 рублей, за 2017 — 948000 рублей. На 1 апреля 2018 общее число больничных дней по уходу за ребенком 5 лет составило 50 дней. С 5 по 19 апреля она уходит в очередной больничный. Рассчитаем его оплату. Среднедневной заработок:(850 000 + 948 000) / 730 = 2 463,01 рубль,

что больше предельной величины. Дальше работает правило — за весь год оплате подлежат 60 совокупных дней больничного. Сотруднице уже оплатили 50 дней. Остается 10 оплачиваемых дней, хотя период нетрудоспособности составляет 15 дней:2 017,81 × 100 % × 10 = 20 178,10 рублей.

Будет ли проиндексирована пенсия работающим пенсионерам в 2018 году

В 2016 году работающим пенсионерам перестали индексировать пенсии. Обоснованием такого решения было то, что у них должна каждый год индексироваться заработная плата. Это смогло бы компенсировать разрыв реальных доходов к уровню инфляции. Сложное решение государства — отменить индексацию части пенсионерам было связано с тяжелым экономическим положением в стране. Принятые меры привели к резкому сокращению числа работающих пенсионеров в 2016 году на 37 %. Данные Росстата на начало года давали показатель — 15,3 млн, а за первый квартал он составил уже 9,6 млн. Практика показала, что это не был реальный уход с работы, а переход на серые схемы с получением заработной платы в конверте. Нормы закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ считают доказательством работы пенсионера факт отчислений по обязательному пенсионному страхованию. Такие выплаты прекращаются, когда человек начинает работать нелегально. Возникали случаи, когда начисления заработной платы делали на сотрудника организации, а деньги передавали пенсионеру и т.п. Кроме негативного социального фона и недоверия к государственной пенсионной системе возникали множественные нарушения трудового и пенсионного законодательства. Более того, бюджет Пенсионного фонда потерял на взносах, которые ранее начисляли за работающих пенсионеров. Так в экономике страны стало больше на 5,7 млн человек, которым следовало повысить пенсию. На этом бюджет Пенсионного фонда потратил дополнительные 40,6 млрд рублей. Экономии, которую хотело получить государство, не состоялось.

Закон об индексации пенсии работающим пенсионерам в 2018 году

Проблема с индексацией пенсии работающим пенсионерам остается. В прошлом году депутаты внесли законопроект, по статье 4 которого следовало пересмотреть размер страховой пенсии для работающих граждан и провести увеличение выплат с 1 июля 2018. Согласно пояснительной записке и финансово-экономическому обоснованию законопроекта на его реализацию потребуется 87,07 млрд рублей. В среднем размер пенсии повысят на 1608,66 рублей. Однако на уровне Правительства РФ проект не поддержали, указав в Заключении, то в бюджете нет необходимых ассигнований.

Указ Путина об индексации пенсии работающим пенсионерам в 2018 году

После выборов президента, Путин поручил Правительству вновь заняться вопросом индексации пенсий работающим пенсионерам. Как сообщил СМИ председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков, от депутатов потребовали внимательного подхода к решению проблемы. Скорее всего, будет доработан ранее созданный законопроект. В марте текущего года Правовой комитет Государственной Думы РФ рекомендовал внести необходимые юридико-технической правки. В настоящее время документ внесен в календарь рассмотрений Госдумой на май 2018. А пока Министерство экономического развития РФ просчитывает и прорабатывает процедуру предложенной индексации работающим пенсионерам. Премьер-министр Дмитрий Медведев дал указание Правительству и Парламенту провести совместные работы по оценке социальных и экономических последствий принятия закона. Увеличение пенсии в июле 2018 должно составить 3,7 %. Это меньше, чем суммарная инфляция за 2015-2017 годы — 20,81 %. Но теперь пенсия будет индексироваться одинаково как неработающим, так и работающим пенсионерам.

Кому повышают пенсию с 1 апреля 2018

Социальная пенсия увеличится с 1 апреля. В Постановлении Правительства от 20.03.2018 № 302 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2018 г. социальных пенсий», который пока не вступил в действие, прописан коэффициент — 1,029. Социальную пенсию платят нетрудоспособным гражданам, у которых нет достаточного трудового стажа, поэтому они не имеют права на страховую пенсию. К ним относятся:

  • инвалиды всех групп;
  • инвалиды детства;
  • дети до 18 (23 — при очной форме обучения), потерявшие одного или обоих кормильцев;
  • граждане без трудового стажа (женщины 60 лет, мужчины 65 лет);
  • представители малочисленных народов Крайнего Севера (женщины 50, мужчины 55 лет).

При определении размера социального обеспечения учитывается уровень цен и сумма прожиточного минимума пенсионера. В 2017 прожиточный минимум составлял 8 315 рублей, в 2016 — 8 081 рубль. Изменение показателя — 102,9 %. Это определяет уровень индексации 2018 — 2,9 %.

Индексация пенсий в 2018 году с 1 апреля неработающим пенсионерам

Неработающим пенсионерам пенсию по старости индексируют 2 раза в год. Это закреплено в законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон № 400-ФЗ) указан порядок, как рассчитывать страховую часть пенсии. За основу берется пенсионный коэффициент — это параметр, который показывает, в какой мере гражданин имеет право на страховую пенсионную выплату. Стоимость пенсионного коэффициента показывает соотношение страховых взносов, которые Пенсионный фонд получил за работающего гражданина, к сумме всех взносов в бюджет Пенсионного фонда за год. Закон № 400-ФЗ устанавливает следующее повышение стоимости пенсионного коэффициента:

  • по пункту 21 статьи 15 — 1 февраля на размер инфляции за прошлый период, который закреплен в постановлении Правительства России;
  • по пункту 22 статьи 15 — 1 апреля в размере, который рассчитывается по методике ПФ РФ .

СПКi = (ОбССi + ТрФБ) / ИПК, где: СПКi — стоимость одного пенсионного коэффициента текущего года; ОбССi — объем поступлений от страховых взносов на выплату страховых пенсий; ТрФБ  — трансферты из федерального бюджета в бюджет ПФ РФ на выплату страховых пенсий, учитываемых для расчета СПКi; ИПК — сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий, учитываемых для расчета СПКi.

В совокупности индексация не должна быть ниже инфляции за прошлый год.

В 2017 пенсионные выплаты увеличивали 1 февраля на 4,3 %, а 1 апреля на 1,5 %. За год индексация — 5,8 % при инфляции 5,4 %.

Порядок индексации на 2018 год изменили. Поэтому повышение размера страховых пенсий произошло 1 января на 3,7 %. Правительство объясняет это следующим. В декабре стало понятно — реальная инфляция за 2017 год оказалась ниже уровня, заложенного в бюджете. Но, поскольку средства уже были запланированы и заложены в бюджет, решили провести индексацию на уровне, выше инфляции. Данные статистики показывают, что индекс роста цен — 2,5 %. А раз размер индексации не привязан к уровню инфляции, то в Правительстве решили не ждать февраля и сделать все с 1 января. По этой же причине отпала необходимость индексация пенсии в апреле 2018 году неработающим пенсионерам. На 2018 год закон определил стоимость пенсионного коэффициента — 81,49 рублей, размера фиксированной выплаты — 4 982,90 рублей.

Повышение социальной пенсии

Порядок индексации социальной пенсии определен статьей 25 закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон № 166-ФЗ). 1 апреля пенсионные выплаты ежегодно увеличиваются с учетом роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший период. Конкретный коэффициент прописывается Постановлением Правительства. Первая прогнозная цифра в новостях на 2018 год была обозначена председателем правления ПФ РФ Александром Куртиным в июне 2017 — 1,2 %. Министр труда Максим Топилин в феврале 2018 назвал конечную цифру — 2,9 %. В суммарном выражении увеличение социальной пенсии составит от 124 до 350 рублей в зависимости от категории пенсионера.

Категория получателей Размер с 01.04.2017, в рублях (статья 18 Закона № 166-ФЗ) Размер с 01.04.2018, в рублях (Постановление Правительства № 302)
Инвалиды I группы 10068,53 10360,52
Инвалиды II группы 5034,25 5180,24
Инвалиды III группы 4279,14 4403,24
Инвалиды с детства I группы 12082,06 12432,44
Инвалиды с детства II группы 10068,53 10360,52
Дети-инвалиды 12082,06 12432,44
Малочисленные народы Крайнего Севера (50 и 55 лет) 5034,25 5180,24
Граждане в возрасте 60 и 65 5034,25 5180,24
Дети до 18 (до 23 — при очной форме обучения), оставшиеся без одного кормильца 5034,25 5180,24
Дети до 18 (до 23 — при очной форме обучения), оставшиеся без обоих кормильцев или матери-одиночки 10068,53 10360,52

Если у гражданина, получающего социальную пенсию, есть иждивенец, то ему полагается доплата в виде фиксированной суммы. Сейчас это 1208,90 рублей, с 1 апреля — 1243,96 рублей. Доплачивают максимум за 3 иждивенцев. Размер пенсий и доплат увеличивается на районный коэффициент.

Повышение военной пенсии и пенсионерам МВД

Порядок определения размера и индексации пенсии военнослужащим установлен не Законом № 166-ФЗ, а Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941. Согласно им военные пенсионные выплаты добавляются одновременно с индексированием денежного довольствия действующих военнослужащих. Последнее прибавление окладов в силовых ведомствах было в 2012 году. Спустя 6 лет, после выхода Постановления Правительства РФ от 21.12.2017 № 1598 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» произошло повышение окладов с 1 января 2018 на 4 %. Поэтому военные пенсии были увеличены на 4 % с 1 января. Военным пенсионерам-инвалидам — их проиндексируют еще раз 1 апреля на 2,9 %, поскольку их расчет связан с минимальным размером социальной пенсии.

Категория получателя Размер с 1.01.2018 (Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1) Размер с 01.04.2018, в рублях (Постановление Правительства № 302)
За выслугу:

  • 20 лет
  • за каждый год свыше 20
50 % денежного довольствия 3 % денежного довольствия, но в итоге не более 85 %
При трудовом стаже 25 лет и больше, из которых 12 мес. — военная служба За каждый год свыше 25 50 % денежного довольствия 1 % денежного довольствия
Надбавка к пенсии инвалидам по военной травме
I группа 15102,75 руб. 15540,73 руб.
II группа 12585,63 руб. 12950,61 руб.
III группа 8809,94 руб. 9065,43 руб.
Надбавка к пенсии инвалидам по общим заболеваниям, трудовым увечьям, инвалидам ВОВ
I группа 12585,63 руб. 12950,61 руб.
II группа 10068,50 руб. 10360,49 руб.
III группа 7551,38 руб. 7770,37 руб.
Надбавка к пенсии инвалидам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
I группа 10068,50 руб. 10360,49 руб.
II группа 7551,38 руб. 7770,37 руб.
III группа 5034,25 руб. 5180,24 руб.

Будут ли повышать пенсии работающим пенсионерам

По статье 26.1 Закона № 400-ФЗ работающим пенсионерам не индексируют пенсию. В 2018 году существующий порядок не меняется. Правительство отмечает, что рост заработных плат по стране превышает уровень инфляции и коэффициента индексации страховых и социальных пенсий. Как только пенсионер уволится с работы, он может подать заявление об этом в орган ПФ РФ. Со следующего месяца он будет получать пенсию со всеми пропущенными индексациями. До этого момента законом предусмотрен автоматический перерасчет выплат работающим пенсионерам — каждый год 1 августа. В расчет принимаются накопленные пенсионные баллы на индивидуальном счете, но не более 3 за год. При цене пенсионного балла в 2018 году 81,49 рубль, максимальное увеличение пенсии с 1 августа работающему пенсионеру составит 244,47 рублей. Основные моменты:

  1. Социальные пенсии по старости, при потере кормильцев и по инвалидности вырастут на 2,9 % с 1 апреля. Диапазон прибавки от 124 до 350 рублей.
  2. Страховые пенсии уже увеличены на 3,7 % с 1 января, в апреле добавлять их не будут.
  3. Увеличение военных пенсий с 1 января на 4 %, с 1 апреля произойдет индексация части пенсий, которые выплачивают военным инвалидам.
  4. Работающим пенсионерам проведут автоматическое повышении пенсии по количеству накопленных баллов. Максимально — на 244,47 рубля.

Компенсация за неиспользованные медицинские услуги по полису ОМС

Каждый год мошенники разрабатывают новые схемы по отъему средств доверчивых граждан. С начала 2018 года массово распространилась следующая мошенническая схема. В социальных сетях, по электронной почте, в разных мессенджерах и просто во всплывающей рекламе на страницах Интернета вас настойчиво убеждают, что каждый россиянин вправе получить компенсацию за неиспользованные медицинские услуги. Многие граждане в течение года могли ни разу не обратиться в поликлинику или больницу. Доверие к таким сообщениям повышают, ссылаясь на якобы государственную организацию — Единый центр компенсации по страховым случаям. От жертвы требуется только ввести данные СНИЛС. Предлагаем разобраться, как работает эта схема и какие последствия участия в ней.

Что такое полис ОМС

В основе всех мошеннических схем — незнание гражданами законов или принципов работы государственных организаций. В этой схеме акцент сделан на непонимании того, как работает полис обязательного медицинского страхования (далее — ОМС). Система ОМС — государственный механизм, дающий право на бесплатную медпомощь каждому зарегистрированному в ней человеку. Когда он предъявляет в больнице или поликлинике полис ОМС, он как бы говорит: «За меня заплатит страховая медицинская компания». Страховые медицинские компании подчиняются территориальному фонду ОМС (ТФОМС), а он — федеральному фонду ОМС (ФФОМС). Бюджет ФФОМС создается за счет:

  • страховых взносов работодателей за работающих граждан;
  • средств регионального бюджета за неработающих или нетрудоспособных граждан (пенсионеры и дети);
  • субсидий из федерального бюджета;
  • собственных источников дохода.

Все средства ФФОМС аккумулируются на его счета, а потом сверху вниз распределяются до ТФОМС, затем до страховых компаний и от них — до учреждений здравоохранения. Весь поток денег строго регламентирован и никаких обратных движений не имеет. Конечный получатель системы ОМС — медицинские организации. Полученные деньги здесь идут на закупку расходных материалов и лекарств, выплату заработной платы, финансирование содержания больных в стационаре и т.п. Лица, застрахованные в системе ОМС, предъявляя полис, дают больницам и поликлиникам основание получить финансирование в размере оказанных пациенту услуг. Если же человек не обращался за медицинской помощью, то ФФОМС просто не перечисляло средств, и они остаются в бюджете фонда. Правда потом они распределяются между всеми больницами и поликлиниками. Возможно, есть путаница понятий, когда люди ставят знак равенства между ФСС и ФФОМС, поскольку многие получают государственные пособия из бюджета ФСС. ФФОМС также должен компенсировать ту часть бесплатной медпомощи, которую они могли бы получить. Но владельца полиса ОМС в схеме движения финансовых потоков между ФФОМС и медицинскими организациями нет. Поэтому не может быть речи о неиспользованных медуслугах.