Home / Авто / Изменен порядок сдачи экзаменов на водительские права

Изменен порядок сдачи экзаменов на водительские права

Как изменился порядок экзаменов на права, сколько стоят права и как они подорожают

В МВД РФ подготовили проект постановления правительства РФ, меняющий порядок проведения экзаменов на получение водительских прав. Как ранее уже сообщал “Ъ”, в ведомстве предлагают объединить на экзамене «площадку» и «город» в единую практическую часть. При этом сдачу тестов по теории вождения предложено фиксировать видеорегистраторами. Эксперты одобряют нововведения, но критикуют идею МВД со снятием запрета на учебную езду по автомагистралям.

Проект правительственного постановления был размещен МВД РФ на regulation.gov.ru. Сейчас при сдаче экзаменов на получение водительских прав соискатели должны сдавать фактически два экзамена — на закрытой «площадке» и «в городе». В полиции предлагают объединить эти части в единый практический тест. Ранее об этой инициативе “Ъ” рассказывал глава ГИБДД России Михаил Черников (см. “Ъ” от 24 апреля). По его словам, единый экзамен позволит инспекторам «видеть уровень владения всеми навыками вождения в комплексе и в реальных условиях». «На площадках навыки проверяются в рамках внутреннего экзамена в автошколе, этого достаточно, трудности возникают именно в потоке»,— пояснял глава ГИБДД России, который обещал “Ъ”, что экзамены станут проводиться строже.

Помимо объединения практических тестов в МВД предлагают обязать применять свои подразделения на теоретических экзаменах «средства аудио- и видеорегистрации».

Кроме того, в проекте оговариваются сроки проведения повторных тестов.

В документе указано, что теорию можно сдавать не позднее чем через 30 дней, но и не раньше чем через неделю. Практический же экзамен разрешатся сдавать в период с 8-го по 59-й календарный день после предыдущего теста.

В МВД также предлагают отменить действующий сейчас запрет на выезд учеников водительских школ на автомагистрали: в проекте постановления это связывается с развитием «улично-дорожной сети и наличием дорог, по своим характеристикам не отличающихся от автомагистралей». Наконец, в документе оговаривается минимальный возраст поступления в автошколы: 15 лет при обучении вождению на мопеде или мотоцикле категории А1, 16 лет — для легковушек и грузовиков, 17 лет — для мотоциклов категории А, 20 лет — для автобусов. Проект правительственного постановления вступит в силу через полгода в случае его принятия: в пресс-центре МВД связывают с желанием подготовить в этот срок автошколы и экзаменаторов из ГИБДД.

Почему в России стало меньше желающих получить права

Глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев одобряет видеорегистрацию экзаменов и объединение практических тестов. «Проезд по магистралям просто необходим. Водитель, получив права, выезжает на магистраль — и выясняется, что он ездить не умеет. А тут его хотя бы научат»,— сказал господин Канаев «РИА Новости». Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков также считает эти инициативы МВД «разумными предложениями», но критикует возможное снятие запрета на учебную езду по автомагистралям. «Магистраль предполагает повышенный скоростной режим, и люди, имеющие малый опыт — особенно на иномарках, имеющих хорошую изоляцию и мощностные характеристики, этой скорости не чувствуют»,— говорит господин Лысаков. Депутат считает необходимым «ужесточать ограничения для начинающих водителей, а не давать им полный карт-бланш».

Сколько стоят права

Как работает система закупки водительских документов

С 3 августа до 3 тыс. и 1,5 тыс. руб. соответственно будут повышены пошлины для получения водительских прав и свидетельств о регистрации. При этом сами бланки водительских документов стоят гораздо дешевле, в пределах 100–200 руб.: для их закупок МВД регулярно проводит многомиллионные тендеры. Последние конкурсы были проведены совсем недавно, по итогам заключено несколько контрактов с разными поставщиками. Как работает система поставок, кто выигрывает конкурсы, как распределяются номера и на чем скоро, возможно, сэкономит МВД, разбирался “Ъ”.

Обеспечением и закупкой различной спецпродукции (бланков документов, номеров) занимается специальная структура в составе МВД — Центр специального назначения в области безопасности дорожного движения (ЦСН БДД). Это не очень публичная структура, выполняющая при этом ряд важных функций помимо закупок. Автомобили ЦСН, в частности, обеспечивают сопровождение разных кортежей или спецперевозок. Кроме того, центр администрирует Федеральную информационную систему (ФИС) ГИБДД России, куда стекаются все сведения об аварийности, регистрационных действиях и т. д.

Согласно контрактам ЦСН, опубликованным на портале госзакупок, бланки и номера поставляются с заводов изготовителя напрямую в региональные управления МВД, а оттуда в регистрационные подразделения ГИБДД — МРЭО (межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы) или ТНРЭР (отделы технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы). Контракты на поставку номеров разыгрываются на тендерах, которые ЦСН объявляет несколько раз в год, собирая заявки с регионов. Как пояснили “Ъ” в МВД, существует специальная процедура «сбора и обобщения заявок от территориальных органов МВД с указанием квартальных потребностей в различных видах спецпродукции на календарный год».

Как международные права попали в пробку

В 2016 году ЦСН БДД упоминался в СМИ в связи с дефицитом бланков международных водительских прав (МВУ), начавшимся накануне сезона отпусков. Тогда люди не могли получить удостоверения даже через портал госуслуг, приходилось приезжать в отделение, вставая в очередь рано утром. В МВД тогда проблем так и не признали. Хотя именно ЦСН БДД занимался организацией поставок МВУ в регионы: по неофициальной информации, организация не успела оформить все документы, в результате образовался дефицит.

В 2018 году крупные тендеры на поставку «спецпродукции» проводились в мае—июне, в результате серия контрактов уже заключена с разными компаниями. Так, к примеру, несколько конкурсов на поставку номеров выиграла известная на рынке питерская компания «Буборг» и ее дочерние структуры, давно работающие с МВД. На ее сайте особо подчеркивается, что в 1993 году свидетельство о регистрации компании подписал лично Владимир Путин, работавший тогда руководителем комитета мэрии Санкт-Петербурга по внешнеэкономическим связям. ООО «Знак» тоже давнишний поставщик спецпродукции для полиции.

Кто поставляет номера в регионы в 2018 году

       
Федеральный округ Количество номеров, тыс. шт. Сумма контракта, млн руб. Поставщик
ЦФО 567,9 141,2 ООО «Знак»
СФО 175 44,1 ООО «Типография №2»
ДФО 77,1 19,4 ООО «Буборг-Сервис»
ПФО 451,4 112,7 ООО «Иск»
СЗФО 172,8 34,3 АО «Концерн Знак»
ЮФО 191,1 47,7 ООО «Буборг»
УФО 162,3 40,7 ООО «Буборг»
СКФО 80,7 16,6 ООО «ППД-З»
Всего 1878,3 456,7  

С бланками документов ситуация несколько иная, здесь чаще всего поставщиком выступает АО «Госзнак» (в середине 2000-х имевшее статус ФГУПа), выступая как единственный участник объявляемых ЦСН тендеров. Согласно одному из недавних контракт, компания обязуется изготовить для МВД 2,9 млн бланков свидетельств о регистрации транспортных средств, 1,9 млн бланков водительских удостоверений, 547,7 тыс. бланков паспортов транспортных средств (ПТС) и 8,5 тыс. бланков паспортов шасси: контракт стоимостью 860 млн руб. заключен до февраля 2019 года. В начале июля ЦСН провел еще один тендер — на поставку 438 тыс. бланков ПТС и 10 тыс. бланков паспортов шасси (на общую сумму 50,8 млн руб.). Его также выиграл «Гознак», контракт уже заключен.

Как видно из таблицы, размер пошлин, которые взимаются за выдачу прав и номеров, существенно отличается от стоимости бланков. В МВД, отвечая на запрос “Ъ”, дали такое объяснение:

«Регистрация транспортных средств, а также выдача водительских удостоверений являются юридически значимыми действиями, за совершение которых взимается госпошлина. Под государственной пошлиной понимается обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Денежные средства, вносимые в виде государственной пошлины, не имеют целевого назначения, а поступают в бюджет и направляются на нужды государства. Так, в частности, госпошлина за государственную регистрацию транспортных средств и выдачу водительских удостоверений зачисляется в муниципальные бюджеты».

Как подорожают права

Неофициально источники “Ъ”, знакомые с ситуацией, говорят, что в пошлину включены расходы на транспортировку и хранение, поэтому стоимость закупки и размер пошлины существенно отличается. Таким образом, скорое повышение пошлин на выдачу водительских прав нового образца и СТС на бюджете МВД никак не отразятся. Вместе с тем, в перспективе полиции, возможно, удастся сэкономить существенные средства. В ближайшее время Госдума должна принять закон «О государственной регистрации транспортных средств». Документом предполагается, что ГИБДД больше не будет выдавать номера гражданам, а лишь присваивать сочетание буквенно-цифровых значений. Госзнаки (металлические пластины) водители будут получать у изготовителей, тарифы установит ФАС. В этом случае ЦСН МВД откажется от закупок номеров для нужд Госавтоинспекции, сэкономив на тендерах несколько сотен миллионов рублей.

Права дорожают

Правительство предлагает увеличить госпошлины при выдаче документов

Граждан РФ ожидает серьезное повышение пошлин при выдаче ряда необходимых документов. В полтора раза увеличится стоимость получения загранпаспорта с чипом (до 5 тыс. руб.), водительских прав (до 3 тыс. руб.), в три раза (до 1,5 тыс. руб.) — свидетельства о регистрации транспортного средства. Соответствующий законопроект одобрило правительство, документ будет внесен в Госдуму.

Поправки, разработанные МВД и одобренные правительством, вносятся в ряд статей Налогового кодекса (НК). С 3,5 тыс. до 5 тыс. руб. предлагается увеличить госпошлину за выдачу загранпаспорта нового образца (с чипом), с 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб.— для детей до 14 лет. Выдача СТС (свидетельства о регистрации транспортного средства) для автовладельцев обойдется дороже на 1 тыс. руб. (с 500 до 1,5 тыс. руб.), как и процедура получения водительских прав (с 2 тыс. до 3 тыс. руб.). Срок принятия законопроекта пока не называется.

Фактические расходы федерального бюджета на выдачу документов с чипами, создание «инфраструктуры обработки и хранения данных» компенсируются госпошлинами только на 42%, поясняют в правительстве, поэтому и понадобились поправки к НК.

«Предлагаемое увеличение размеров государственных пошлин позволит частично компенсировать затраты»,— говорят в правительстве.

Из документов, размещенных на сайте госзакупок Центром специального назначения безопасности дорожного движения МВД России (структурой, снабжающей документами региональные управления ГИБДД), можно заключить, что стоимость одного бланка СТС для ведомства варьируется в пределах 103–105 руб., водительского удостоверения — 250 руб. Размер госпошлины формируется также из стоимости работ, которые проводят инспекторы по обработке-проверке заявления, приему экзаменов, осмотру автомобиля, транспортировке-хранению бланков и т. д.

ГИБДД разъяснила требования нового регламента работы ДПС

Напомним, стоимость регистрации машины для автовладельца на данный момент составляет 2,85 тыс. руб., сюда входят помимо пошлины за СТС пошлины за выдачу номеров (2 тыс. руб.) и за внесение изменений в ПТС (350 руб.). «В Москве и крупных городах большинство регистрируемых автомобилей — новые, поэтому лишняя тысяча рублей особой роли не будет играть,— пояснил “Ъ” эксперт в области регистрации автомобилей, пожелавший, чтобы его имя не звучало в СМИ.— Но в регионах совсем иная ситуация. Машины продаются за 100–200 тыс. руб., а старенькие «Жигули» и «Москвичи» и за 30–50 тыс. руб.». Многие водители экономят на регистрации, сохраняя номера, оставшиеся от прежнего владельца. Значительная часть таких машин и сейчас передается по наследству, по доверенности либо знакомым за символические деньги, считает гендиректор сервиса объявлений по продаже машин CarPrice Денис Долматов: «Возможно, еще большая часть таких машин будет менять хозяина без каких-либо регистрационных действий». По данным «Авито», в 2017 году на площадке сервиса было размещено 750 тыс. объявлений о продаже машин по цене менее 50 тыс. руб., в 2016 году — 880 тыс.

Повышение расходов на выдачу прав граждане, скорее всего, не заметят, считает главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин: «Удостоверения получают раз в десять лет». Более того, он предлагает вернуть госпошлину для процедуры сдачи экзаменов на водительское удостоверение (действовали в середине 2000-х). В 2015 году с этой идеей выступала и Госавтоинспекция: пошлину за сдачу теоретического экзамена предлагалось установить в сумме 1 тыс. руб., за площадку — 1,5 тыс. руб. и за город — 2 тыс. руб. Однако против этого выступил Минфин.

По данным ГИБДД России, в 2017 году права получили 5,5 млн граждан (включая и тех, кто менял удостоверение после утраты). Таким образом, бюджет получил 11 млрд руб. В начале апреля 2018 года Центр специального назначения безопасности дорожного движения МВД заключил контракт с АО «Гознак» на поставку 88,1 тыс. бланков водительских прав в региональные подразделения на сумму 22 млн руб.

В правительстве ранее сообщали, что планируемое увеличение пошлин позволит «частично компенсировать затраты на создание инфраструктуры для внедрения документов нового поколения, содержащих электронные носители информации».

Горячая новость!

Штраф за езду без техосмотра составит 2000 рублей. А ОСАГО?

Минэкономразвития РФ предлагает штрафовать водителей за езду без техосмотра (ТО) на 2 тыс. рублей, а за его …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.